Какие занятия нужны слабослышащему малышу в 3-5 лет? Этот
вопрос задает каждая мама, когда ребенку уже подобрали слуховые аппараты. Помню,
как мы шли на первое занятие к сурдопедагу, и я задавала себе много вопросов: в
чем суть методики, чему нужно учить малыша и как это делать, если ребенок не
слышит?
Позже, я выяснила, о чем молчат сурдопедагоги:
Секрет 1. Программа обучения слабослышащего
ребенка такая же, как и обычного
малыша в 3-5 лет.
Задача: увеличить пассивный словарь, который со временем
приведет к активному использованию новых слов.
По таблицам Зайцева я обучала слабослышащего сына чтению
Секрет 2. Упор в обучении на визуальное восприятие. Важнее
показать, чем сказать предложение. Вначале вы будете показывать картинки и
говорить отдельные лепетные слова, затем общепринятые.
Секрет 3. Разница в
слуховом и паспортном возрасте. Различайте слуховой возраст (с того
момента, когда вы надели слуховые аппараты) и паспортный (по дате рождения
ребенка).
Цель обучения — снизить разницу между слуховым возрастом (вначале он
может быть на уровне лепета) и паспортным.
Эту разницу родители мало понимают, потому что ждут быстрых результатов. И очень удивляются, что если слуховые аппараты надели, почему же ребенок сразу не начал говорить? Очень важно сказать сразу о разнице в восприятии, ведь мало кто из сурдопедагогов озвучивают понятия "слуховой и
паспортный возраст". Об этом термине я узнала, когда была на семинаре для педагогов и учителей во Львове еще в 2013
г .
Сурдопедагог Виктория МакДонелл (Австралия)
Австралийский сурдопедагог, специалист педиатрической
реабилитации Виктория МакДонелл рассказывала на Межународном учебно-методическом
семинаре о разнице между слуховым и паспортном возрастом. Именно тогда я узнала,
что обучение слабослышащего ребенка происходит даже во время настольных игр.
Она, мама имплантированной дочери, специально приглашала соседских детей в свой
дом, чтобы дочь играла. Чему училась ее Хелен? Девочка приобретала важные
навыки:
- соблюдать правила игры,
- достойно проигрывать и держать удар (очень полезный навык
в жизни),
- радоваться победам,
- сочувствовать проигравшим,
- договариваться с участниками игры,
- быть внимательной,
- просчитывать наперед свои действия,
- тренировать память.
Сурдопедагог Виктория МакДонелл подчеркивала, что именно
игра повышает самооценку и уверенность слабослышащего ребенка. Поэтому она не
использовала в обучении метод «я говорю, ребенок повторяет за мной». Если
ребенка заставлять запоминать что-то – он не запомнит, только интерес и
конкуренция, которая возникает во время игры, стимулирует мозг слабослышащего
малыша.
А какие секреты сурдопедагогов удалось выяснить вам во время
обучения слабослышащего ребенка?
Оксана Гунько,
автор блога "Инфослух"
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями