18-летняя Татьяна Багрий три года
назад перенесла операцию по установке кохлеарного импланта. Сейчас она учится в
Херсонском медучилище по специальности «Зуботехник». В марте прошлого года получила
титул Вице-Мисс на Всеукраинском конкурсе «Мисс не слышащая красавица Украины
2013».
Ее мама – Людмила Багрий –
сурдопедагог, работает в центре «Мединкус» (филиал Польского центра физиологии
и патологии слуха) в г.Одесса. Нам удалось пообщаться по скайпу с мамой и
дочерью, которые находятся в разных городах. Они рассказали, какой звук больше
всего поразил девушку после установки кохлеарного импланта и о том, какая задача стоит перед семьями, в
которых растут дети с недостаточным слухом.
- Людмила, когда Вы узнали, что ваша дочь не слышит?
- Когда Таня стала ходить, мы заметили,
что дочь не реагирует на звуки. Стали проверять: за ее спиной хлопали в ладоши,
но дочь не реагировала. Кума сразу сказала: «Надо бы ей слух проверить». Мы
тогда жили в Винницкой области в деревне. Благодаря куме, которая жила в Одессе,
проверили у специалистов слух дочери. Тане тогда было около года. С тех пор
начали заниматься. Ей изначально ставили диагноз 3-4 степень тугоухости. Благодаря
занятиям она воспринимала информацию как слабослышащий ребенок.
- Что было самое сложное, когда Вы начали заниматься?
- Мы никак не могли поверить в то,
что такое случилось с нашим ребенком. Начались поездки по специалистам -
Одесса, Винница, Киев. Это был период застоя, когда вместо зарплаты выдавали тонну пшеницы за год
работы. Тане оформили пенсию, которая составляла 50 грн. в месяц. Мы ее
откладывали, чтобы съездить в Киев на несколько занятий к сурдопедагогу.
- Достаточно ли Вы получали консультаций от специалистов?
- Конечно, тех упражнений, которые
нам давали, было недостаточно для развития речи. Я по образованию
инженер-технолог, работала на комбикормовом заводе. Мне пришлось вникать в
методику преподавания, чтобы научить дочь говорить. Это сейчас легко: есть
интернет и компьютер, любую картинку нашла и показала, объяснила. А тогда по
крупицам нужно было собирать те же изображения. Пошла к одной соседке – она
нарисовала лису, пошла к другой – та нарисовала идущую девочку. Вот так мы и
занимались. В 4 года Таня научилась читать и подписывать картинки с названиями
предметов и словосочетания: собака, кошка,
девочка спит, зеленая шапка.
В конкурсе принимали участие глухие девушки со всей Украины
- Таня готова была идти в обычную школу?
- Нет, уровень развития речи дочери
был недостаточен. Если бы у меня тогда была база знаний, которая есть сейчас, я
бы не побоялась отдать ее в обычную школу. Таня – спокойный ребенок, усидчивый.
С ней заниматься не трудно.
Помню, когда мы переехали в Одессу,
я надеялась, что здесь встретим хороших специалистов. Таня в 6 лет попала в
нулевой класс для слабослышащих детей. Вот тогда я разочаровалась в отношениях
педагогов к развитию речи
у детей.
Дочь отходила три года в школу, но ее словарный запас так и не
увеличился.
- Когда родители занимаются с ребенком, учатся не только их малыш, но и
они сами. Какие жизненные уроки Вы прошли?
- В Одессе я устроилась работать
на хлебозавод и работала в три смены, очень сильно уставала, так как мне нужно
было еще ребенка возить в
школу и на
танцы. Дочь меня будила прямо в трамвае, чтобы выйти на нужной
остановке. Так год мы ездили, пока у Тани не украли слуховой аппарат. Завуч специальной
школы отказалась помочь найти его. Я очень разочаровалась из-за человеческой
черствости. Моим родителям пришлось продать две свиньи, чтобы купить новый слуховой аппарат.
Жестовое пение - один из этапов конкурса
- Как вы решились на имплантацию?
Насколько я знаю, существует такая тенденция, когда на КИ соглашаются слышащие
родители, чтобы реабилитировать глухих детей. В глухих семьях такой тенденции
нет. Вообще, они очень категорично относятся к подобному решению, акцентируя
внимание на патологических последствиях.
- Когда мы делали дочери операцию,
я уже получила второе специальное образование и видела хорошие результаты. О
том, что бывают другие результаты, я узнала позже. Плохие результаты могут быть у детей с дополнительной
патологией. Когда сигнал может поступать, обрабатываться в процессоре, ребенок
слышит, но идет обрыв. Эти
расстройства слуха обусловлены
повреждением подкорковых ядер
и корковых центров
слуховой системы. При
этом нарушаются процессы
анализа звуковых, в том числе
и речевых сигналов - обнаружение, различение,
узнавание, запоминание звуков.
На самом деле я очень боялась. Нам еще нужно
было убедить специалистов в Киеве, что Тане действительно нужна кохлеарная имплантация.
Я боялась операции, ведь нам говорили, что
во взрослом возрасте результатов
не будет. Все же мы довольны, у дочери улучшилась
разборчивость речи, многие
звуки она стала
слышать впервые. Вначале её
даже раздражали такие
звуки, как шуршание
кулька и звон
ложечки в чашке.
- Таня, что больше всего тебя поразило, когда ты стала слышать?
- Мне очень понравилось пение
птиц. В слуховых аппаратах я слышала недостаточно хорошо. А с помощью КИ
услышала, как поют птицы и шум моря. Мне очень нравятся эти звуки.
(Людмила) - Вся речь, что есть
у Тани - искусственна, поставлена, выучена. Только сейчас, общаясь из разных
городов по скайпу, дочь меня спрашивает значения услышанных слов сама. В
детстве, когда читали книги, я ей сразу объясняла значения слов. А вот так,
чтобы она воспринимала на слух и интересовалась понятиями – такого не было до
КИ.
Татьяна готовилась к конкурсу серьезно - шила платья на заказ
- Дома, в окружении близких, мы не
общаемся жестовой речью. Но поскольку
Танины друзья – это все-таки дети слабослышащие или глухие, это ее среда, в
которой ей комфортно. Я не запрещала ей пользоваться жестовым языком. Честно
говоря, я жестовый язык знаю не в совершенстве, и уже сама ее спрашиваю, что
означает тот или иной знак.
- Какая школа наиболее оптимальна
для ребенка с недостаточным слухом?
- После интерната Таня поменяла
три массовые школы, но друзей там
она так и
не нашла. Пока у Тани были конфеты
в кармане, одноклассницы к ней подходили.
Как только сладости заканчивались – девочки все по парам, а Таня – одна. На тот
момент мы развелись с мужем. Приехала мама и забрала Таню снова в интернат в
Винницу. В спецшколе ей морально было хорошо, но в устной речи стало заметно
отставание. В этот период мы сделали Тане КИ. Потом нам посоветовали не менять
резко среду, а пойти в школу
для слабослышащих. Конечно, хотелось бы, чтобы
спецшколы уделяли больше
внимания развитию речи
у детей.
- Как случилось, что Таня попала
на конкурс?
- Одесский УТОГ ее привлек к
конкурсу красавиц. Она тогда училась в массовой школе и очень страдала, что у
нее нет друзей. Стоит слабослышащему или глухому сказать ей «Привет!» - все,
для нее это наилучший друг. Она очень коммуникабельная и общительная.
О том, что Таня выиграла конкурс
красоты УТОГ, я узнала случайно. На работе меня спросили: «А что ваша Таня
выиграла конкурс красоты?» Говорю: «Да нет, мы не участвовали». Оказывается, ее
привлек руководитель художественной самодеятельности УТОГа. Когда она выиграла
в Одессе, ее отправили в Киев.
Татьяна любит природу и с удовольствием слушает пение птиц,
услышав его впервые в 15 лет
- Почему Таня поступила на
специальность зуботехника в медучилище? Это ее желание или это от отсутствия
вариантов в Украине для детей с недостаточным слухом получить то, образование,
которое интересно?
- От безвыходности. Я видела, что в массовой
школе ей трудно, на различные мероприятия ее не берут, только снять видео, сфотографировать.
На самом деле, она любительница театральной жизни. В Одессе только есть
вариант получить швейную специальность, ей эта тема вообще не близка. Не
уверена, будет ли она зубным техником, ну, может, будет массажистом?
Я вижу, что таких ребят не особо
берут и на работу, даже если ты будешь очень талантливым.
- Какие препятствия нужно
преодолеть семье, чтобы поставить ребенка на ноги?
- Для первых ипмплантированных детей
родители собирали деньги на операции за свой счет: кто продавал квартиры, кто
находил спонсоров, а потом, когда операции стали делать за государственный
счет, стало немного проще. Но на период реабилитации все равно нужны деньги.
Самая большая проблема, на мой взгляд, в том, что нужно научиться ЖИТЬ с
таким ребенком. Хорошо, если вовремя заметили (до 3-4 лет), что у него есть
проблемы со слухом. Если ребенок позднооглохший с ним заниматься легче, так как
в обучении помогает слуховая память. А если он с рождения глухой? То это очень
кропотливая работа. Некоторые думают, раз сделали операцию – все пойдет само
собой. На самом деле, нужно научить произносить
и различать звуки, слова, устную речь. После
операции работа только начинается. Родители – остаются главными реабилитологами
в процессе обучения.
- Когда установлен имплант,
кто-то ведет таких детей, или реабилитация ребенка зависит от сознательности
родителей?
- Конечно,
сурдопедагог должен вести
такого ребёнка, но
без круглосуточной работы родителей
ему не справиться
в одиночку.
Люди, которые открыты к новой
информации и узнают об операции последовательно – спокойно реагируют на имплант.
Они стараются использовать те возможности, которые он дает. Таня тоже иногда
объясняет глухим, что ничего страшного в этом устройстве нет. Что она слышит
намного лучше, чем в аппарате. Раньше она слышала речь прерывисто, а теперь
звуки плавные. Другое дело, что в услышанной речи она не все понимает и
создается впечатление, что она не слышит. Жаль,
что Тане сделали
операцию в 15 лет, а
не в годик.
Оксана
Гунько
Это фантастика!
ОтветитьУдалитьСергей, ты думаешь Таня не слышит пение птиц? Что для тебя фантастика?
УдалитьУ меня например после своих потуг в эзотерике, слева, слух на 10 дб улучшился, то есть в 3 раза. А эта девушка, любительница черных "кицюнчиков", при 3-4 ст. решилась на кохлеарную имплантацию.
УдалитьСергей, к сожалению, у Тани слух ухудшился со временем. У каждого есть право выбора. Ты ведь тоже работал над улучшением слуха. Просто можно идти разными путями...Есть сторонники КИ, есть оппоненты. Я просто показала еще один вариант реабилитации. Если у тебя есть секреты, как улучшить слух на 10 дБ, давай об этом напишем?
УдалитьСлух у глухих детей 80-110 Дб, они воспринимают только гул самолёта и пионерский барабан. При этом частотный диапазон может быть разный. Бывают и тотально глухие дети, у которых на аудиограмме нет ни одной точки. А слуховой нерв при этом живой. Кохлеарная имплантация для них- это шанс. А 10 Дб- это ну очень мало, капля в море.
Удалить