Найти доступные детские книги для ребенка, который только начинает читать, не так просто. А для слабослышащего, где будет в картинках понятен сюжет, днем с огнем не отыщешь. На помощь приходят адаптивные тексты — это специально упрощенные тексты
(сказки, рассказы, истории), которые легче даются слабослышащим детям. В них
простая структура предложений. Эти тексты с коротким описанием законченного
сюжета. Ребенок прочитывает 5-7 предложений и узнает историю.
Одно время я адаптировала сказки сама. Первую сказку нам
показала сурдопедагог Валентина Владимировна Жук (Киев). Грише было примерно 4
годика. Мы изучала сказку «Репка». В тетради были расклеены картинки
определенным образом: на одной странице — картинка, внизу одно предложение. Сыну
читала: «Посадив дід ріпку. Виросла
ріпка велика-превелика. Став дід бабу кликати. Прийшла баба. Дід за ріпку, баба
за діда, тягнуть-тягнуть — витягнути не можуть».
Вышли в свет книги с пиктограммами, которые учитывают детский уровень лексики и развития. И для детей с особенными потребностями, такие издания просто находка. Особенность оформления: здесь каждое слово объясняется пиктограммой и специальные страницы для удобного переворачивания.
При прочтении текстов со слабослышащими детками очень важно
обращать внимание на интонацию. Можно даже рисовать стрелочки вверх и вниз над
словами, чтобы показать, как меняется голос во время чтения. Помню Гришке очень
нравилось имитировать действие «тянуть-тянуть» и разведение рук в стороны «витягнути
не можуть».
Я вырезала
картинки на 4-5 сказок. Потом у Гриши увеличился словарный запас, и я ему «как
бы читала» из книги, на ходу упрощая предложения. Когда сын научился читать, мы
приобрели книги в Москве Б.Д.Корсунской (через интернет)
Это 3-томник на русском языке с историями для малышей.
Особенности текстов:
1) в конце каждой истории есть вопросы к тексту;
2) предложения
простые, их может прочитать ребенок,
3) между словами увеличенный пробел и
крупный шрифт, что тоже удобно для восприятия малыша,
4) над словами
расставлены ударения.
Пример текста из сборника Б.Д.Корсунской:
Находка
Бабушка послала Сашу в магазин. На улице он нашел кошелёк.
Видит — идет грустная девочка, смотрит под ноги, как будто что-то ищет.
— Что ты ищешь? — спросил Саша.
— Я потеряла кошелёк.
— Твой?
— Да, мой! Большое спасибо!
7 предложений — и ваш ребенок уже прочитал историю, узнал
новые слова и понял, как строить диалог. Разве это не находка? ;)
На украинском языке мне сильнее всего запомнились детские
истории Василя Сухомлинского и Олеся Ильченко. О книгах второго автора я
упоминала в статье «Как научить читать слабослышащего ребенка"
Если вам встречались удачные издания с простыми текстами и
сюжетными картинками для дошкольников — поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Заказать книги Корсунской или
получить консультацию по развитию слабослышащего ребенка тут
Вопросы, по которым я консультирую родителей:
- развитие речи (как заниматься дома): падежные окончания, путаница в родах, построение предложений, использование предлогов, увеличение словарного запаса, ритмика, пиктограммы и первые слова/фразы;
- что делать, если ребенок не хочет заниматься,- как добиться ассистента учителя для инклюзивного класса,
- как научить понимать смысл фразы,
- зачем вам социальные истории и адаптивные тексты,
- как научить читать слабослышащего ребенка,
- как преодолеть изоляцию и стеснения, научиться знакомиться слабослышащему ребенку самостоятельно,
- как маме восстанавливаться после длительного стресса,
- как создать свою группу поддержки семье/маме, которая воспитывает слабослышащего ребенка и из кого она может состоять,
- как выбрать школу и что учитывать, чтобы не навредить ребенку?
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями