К основному контенту

Адаптивные тексты для чтения со слабослышащим ребенком


Найти доступные детские книги для ребенка, который только начинает читать, не так просто. А для слабослышащего, где будет в картинках понятен сюжет, днем с огнем не отыщешь. На помощь приходят адаптивные тексты — это специально упрощенные тексты (сказки, рассказы, истории), которые легче даются слабослышащим детям. В них простая структура предложений. Эти тексты с коротким описанием законченного сюжета. Ребенок прочитывает 5-7 предложений и узнает историю.

Одно время я адаптировала сказки сама. Первую сказку нам показала сурдопедагог Валентина Владимировна Жук (Киев). Грише было примерно 4 годика. Мы изучала сказку «Репка». В тетради были расклеены картинки определенным образом: на одной странице — картинка, внизу одно предложение. Сыну читала: «Посадив дід ріпку. Виросла ріпка велика-превелика. Став дід бабу кликати. Прийшла баба. Дід за ріпку, баба за діда, тягнуть-тягнуть — витягнути не можуть».

Вышли в свет книги с пиктограммами, которые учитывают детский уровень лексики и развития. И для детей с особенными потребностями, такие издания просто находка. Особенность оформления: здесь каждое слово объясняется пиктограммой и специальные страницы для удобного переворачивания.



При прочтении текстов со слабослышащими детками очень важно обращать внимание на интонацию. Можно даже рисовать стрелочки вверх и вниз над словами, чтобы показать, как меняется голос во время чтения. Помню Гришке очень нравилось имитировать действие «тянуть-тянуть» и разведение рук в стороны «витягнути не можуть».

Я вырезала картинки на 4-5 сказок. Потом у Гриши увеличился словарный запас, и я ему «как бы читала» из книги, на ходу упрощая предложения. Когда сын научился читать, мы приобрели книги в Москве Б.Д.Корсунской (через интернет) 

Это 3-томник на русском языке с историями для малышей. Особенности текстов: 
1) в конце каждой истории есть вопросы к тексту; 
2) предложения простые, их может прочитать ребенок, 
3) между словами увеличенный пробел и крупный шрифт, что тоже удобно для восприятия малыша, 
4) над словами расставлены ударения.

Пример текста из сборника Б.Д.Корсунской:
Находка
Бабушка послала Сашу в магазин. На улице он нашел кошелёк. Видит — идет грустная девочка, смотрит под ноги, как будто что-то ищет.
— Что ты ищешь? — спросил Саша.
— Я потеряла кошелёк.
— Твой?
— Да, мой! Большое спасибо!

7 предложений — и ваш ребенок уже прочитал историю, узнал новые слова и понял, как строить диалог. Разве это не находка? ;)


Рассказы В.Сухомлинского отличаются эмоциональностью
и учат детей правилам поведения

На украинском языке мне сильнее всего запомнились детские истории Василя Сухомлинского и Олеся Ильченко. О книгах второго автора я упоминала в статье «Как научить читать слабослышащего ребенка"

Если вам встречались удачные издания с простыми текстами и сюжетными картинками для дошкольников — поделитесь, пожалуйста, в комментариях.


Заказать книги Корсунской или 
получить консультацию по развитию слабослышащего ребенка  тут  

Вопросы, по которым я консультирую родителей:
развитие речи (как заниматься дома): падежные окончанияпутаница в родахпостроение предложенийиспользование предлоговувеличение словарного запасаритмикапиктограммы и первые слова/фразы;
что делатьесли ребенок не хочет заниматься,
как добиться ассистента учителя для инклюзивного класса,
как научить понимать смысл фразы,
зачем вам социальные истории и адаптивные тексты,
как научить читать слабослышащего ребенка,
как преодолеть изоляцию и стеснениянаучиться знакомиться слабослышащему ребенку самостоятельно,
как маме восстанавливаться после длительного стресса,
как создать свою группу поддержки семье/мамекоторая воспитывает слабослышащего ребенка и из кого она может состоять,
как выбрать школу и что учитыватьчтобы не навредить ребенку?



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А