К основному контенту

Какие занятия нужны слабослышащему ребенку? Часть 1

Лето – отличная пора для того, чтобы набраться сил и подтянуть пробелы, которые есть в образовании ребенка. Помню, когда в 2006 году врачи обнаружили тугоухость у моего ребенка, я не знала, что мне делать. Появилось много вопросов и самый главный: «Как развивать речь малыша?». Мне хотелось узнать больше методик и логопедических упражнений, я покупала пачками методические пособия. Наглядные материалы до сих пор у нас в работе. Грише уже 10 лет (тугоухость 3-4 степени). И теперь сын по ним изучает еще и английский язык.

Итак, делюсь своим опытом. На лето я оставила 4 предмета, по которым Грише нужно подтянуться: украинский язык, чтение, математика и английский. Сын начал изучать английский с 3-го класса. До этого я не спешила нагружать его иностранным языком, чтобы он успел освоить хорошо украинский. Тем более что у нас двуязычная среда: украинский + русский язык звучит в окружении постоянно. И часто приходиться объяснять ему разницу в двух языках: использование слов, оборотов, перевод слов (в одном языке знает, а в другом — уже вопрос: «А что это такое?»).



Язык. Чтобы понять, что нужно давать для развития речи слабослышащему ребенку, стоит отталкиваться от языковых проблем. А они следующие:
1. Путаница слов при построении предложений.
2. Неправильные окончания (часто путается женский/мужской род, единственное и множественно число).
3. Проглатываются или неправильно используются предлоги (в, на, за, с и т.д.).
4. Неправильно используются местоимения (я, ты, мы, вы и т.д.).
5. Бедность словарного запаса.

Итак, пляшем от задач:
1. Путаница слов при построении предложений. Используйте упражнения, которые представлены ниже. Звездочки – это уровень сложности.

Упражнение 1*. Давайте ребенку список слов, из которых можно составить предложение:
Например, мама, наливать, суп (лучше давать неопределенную форму глагола, чтобы ребенок учился его менять).
Мама наливает суп.

Примечание: постарайтесь сначала давать (от 3, 4, 5), со временем увеличивая количество слов. Избегайте предлогов, пока не закрепили их использование на практике.

Упражнение 2**. Напишите текст на 4-5 предложений с пропущенными словами. Список слов можно дать под упражнением.
Например, (из книги Корсунская Б.Д. Читаю сам,  2ч, стр. 99):
Курица с цыплятами ______________. Вдруг прибежал __________ кот. Он хотел _________ цыпленка. Курица клюнула _______ в нос. Кот испугался и ___________.
Слова для справки: гулять, кот, поймать, черный, убежать.

Упражнение 3. ***
Возьмите сюжетную картинку или дидактические материал, в котором картинки есть по действию (их, как правило, в наборе 4) и пусть ребенок самостоятельно составит 4-6 предложений.

Например,
Миша собирает яблоки. Миша складывает яблоки в корзину. Яблоки растут высоко. Миша старается достать фрукты. Он не смотрит вниз. Вдруг подошел ежик и забрал яблоки. Миша повернулся, а яблок нет.

Эти упражнения письменные. Они хорошо развивают зрительную память и моторику.
Но можно делать и устные упражнения по составлению предложений. Как вариант – пересказ прочитанного или ответы на вопросы.


В следующий раз, я расскажу о том, как заниматься, чтобы ваш слабослышащий ребенок не путался в окончаниях. Подписывайтесь на блог, чтобы узнать больше практических советов. Если у вас что-то не получается – добавляйтесь в скайп metelik_911_ и я дам вам полезные рекомендации и упражнения для вашего ребенка. 

Оксана Гунько,
автор блога

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А