Лето – отличная пора для того, чтобы набраться сил и
подтянуть пробелы, которые есть в образовании ребенка. Помню, когда в 2006 году
врачи обнаружили тугоухость у моего ребенка, я не знала, что мне делать. Появилось много вопросов и самый главный: «Как развивать речь малыша?». Мне
хотелось узнать больше методик и логопедических упражнений, я покупала пачками
методические пособия. Наглядные материалы до сих пор у нас в работе. Грише уже
10 лет (тугоухость 3-4 степени). И теперь сын по ним изучает еще и английский
язык.
Итак, делюсь своим опытом. На лето я оставила 4 предмета, по
которым Грише нужно подтянуться: украинский язык, чтение, математика и
английский. Сын начал изучать английский с 3-го класса. До этого я не спешила
нагружать его иностранным языком, чтобы он успел освоить хорошо украинский. Тем
более что у нас двуязычная среда: украинский + русский язык звучит в окружении
постоянно. И часто приходиться объяснять ему разницу в двух языках:
использование слов, оборотов, перевод слов (в одном языке знает, а в другом —
уже вопрос: «А что это такое?»).
Язык. Чтобы
понять, что нужно давать для развития речи слабослышащему ребенку, стоит отталкиваться
от языковых проблем. А они следующие:
1. Путаница слов при построении предложений.
2. Неправильные окончания (часто путается женский/мужской
род, единственное и множественно число).
3. Проглатываются или неправильно используются предлоги (в,
на, за, с и т.д.).
4. Неправильно используются местоимения (я, ты, мы, вы и
т.д.).
5. Бедность словарного запаса.
Итак, пляшем от задач:
1. Путаница слов при построении предложений. Используйте упражнения, которые представлены ниже. Звездочки – это
уровень сложности.
Упражнение 1*. Давайте
ребенку список слов, из которых можно составить предложение:
Например, мама,
наливать, суп (лучше давать неопределенную форму глагола, чтобы ребенок учился
его менять).
Мама наливает суп.
Примечание: постарайтесь сначала давать (от 3, 4, 5), со
временем увеличивая количество слов. Избегайте предлогов, пока не закрепили их
использование на практике.
Упражнение 2**. Напишите
текст на 4-5 предложений с пропущенными словами. Список слов можно дать под
упражнением.
Например, (из
книги Корсунская Б.Д. Читаю сам, 2ч,
стр. 99):
Курица с цыплятами ______________. Вдруг прибежал __________
кот. Он хотел _________ цыпленка. Курица клюнула _______ в нос. Кот испугался и
___________.
Слова для справки:
гулять, кот, поймать, черный, убежать.
Упражнение 3. ***
Возьмите сюжетную картинку или дидактические материал, в
котором картинки есть по действию (их, как правило, в наборе 4) и пусть ребенок
самостоятельно составит 4-6 предложений.
Например,
Миша собирает яблоки. Миша складывает яблоки в корзину. Яблоки
растут высоко. Миша старается достать фрукты. Он не смотрит вниз. Вдруг подошел
ежик и забрал яблоки. Миша повернулся, а яблок нет.
Эти упражнения письменные. Они хорошо развивают зрительную
память и моторику.
Но можно делать и устные упражнения по составлению
предложений. Как вариант – пересказ прочитанного или ответы на вопросы.
В следующий раз, я расскажу о том, как заниматься, чтобы ваш
слабослышащий ребенок не путался в окончаниях. Подписывайтесь на блог, чтобы
узнать больше практических советов. Если у вас что-то не получается –
добавляйтесь в скайп metelik_911_ и я дам вам полезные рекомендации и
упражнения для вашего ребенка.
Оксана Гунько,
автор блога
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями