Когда я впервые привела своего ребенка на занятие к
сурдопедагогу, то удивилась, почему родителя не знакомят с программой ближайшего
развития малыша? Мне хотелось больше узнать, в какую сторону нам нужно
двигаться в обучении сына, как в быту учить говорить слабослышащего ребенка?
Сегодня хочу с вами поделиться существующими методиками обучения слабослышащих
детей. На днях меня в Интернете нашла мама слабослышащей девочки и засыпала
вопросами о первых занятиях своей дочери. Пока я ей отвечала, вспомнила, как
меня беспокоили эти же вопросы, связанные с обучением моего сына. И поэтому я
решила написать о том, какие существуют методики обучения слабослышащих детей и
к какому результату они могут привести.
Выбирая сурдопедагога и обучение для вашего слабослышащего
малыша, вам стоит ответить себе на такие вопросы:
в какой среде будет жить мой ребенок (слышащих,
слабослышащих, глухих),
в какую школу он будет ходить (в массовую или специальную),
какие у него будут друзья,
какую профессию он будет осваивать,
сколько я готова уделять времени для обучения своего
ребенка?
В зависимости от ответа, вы сможете сосредоточиться на
методиках, которые ближе к вашему образу мыслей и образу жизни. К сожалению,
уровень реабилитации в Украине и России таков, что родителям даже не объясняют,
какая используется методика, в чем ее плюсы и минусы, почему выбран тот или
иной способ обучения.
Обучение жестовому
языку и дактилю в специальных садах и школах. В группы по 6-8 человек
принимаются малыши от 1,5-2 лет. Дошкольники обучаются 4-5 лет. В такие сады
ребенок попадает, как правило, через психолого-медико-педагогическую комиссию.
Плюсы: хорошо то,
что ребенок попадает в обучающую среду, где специалисты знают как с ним
заниматься. Даже если это жестовый язык (чего очень бояться слышащие родители)
— это все же лучше, чем если ребенок вообще не будет развиваться.
Минусы: закрытая
среда, узкий круг общения, пребывание детей с понедельника по пятницу вне семьи
делают свое дело: ребенок менее адаптирован к реальным условиям жизни, чем его
слабослышащие сверстники, которые обучаются в говорящей среде.
Ловушка для родителей:
приведу два примера из жизни девочек. Первая девочка Вика (фамилию не называю)
с 4-степенью снижения слуха, обучалась в детском саду и интернате. Родилась в
семье слышащих родителей. В результате занятий в спецучреждении и постоянными
занятиями с мамой девочка освоила жестовый язык, устную речь, научилась
грамотно писать, у нее появились друзья из среды слабослышащих и глухих.
Вторая девочка Оля. С такой же степенью снижения слуха. Мама
решила отдать ее в массовую школу на индивидуальное обучение, где не знают, как
заниматься с такими детьми. Дополнительных занятий со специалистами у девочки
не было. Маленький городок — из специалистов только логопеды. В результате: у
девочки появилось отставание в развитии, Оля плохо говорит, не знает жестового
языка, ограничена в общении близким кругом семьи, боится знакомиться.
Важный акцент: все зависит от того, сколько ресурсов вы
готовы вкладывать в своего ребенка. Готовы ли вы лично заниматься с ребенком,
как часто, по какой системе?
С методикой
Э.Леонгард, я познакомилась через книгу «Я не хочу молчать!» (где описан
опыт автора семейного обучения слабослышащих детей, а не интернатного, как до
этого предлагала система образования). И хотя данную методику традиционная
советская система образования не признавала, истина взяла свое. Ведь создание
речевой среды в семье важно для слабослышащего ребенка, правильно-подобранные
слуховые аппараты, внимание к словарному запасу ребенка, его произношению ускоряют
развитие навыков коммуникации. Леонгард привела примеры того, как родительская
любовь и привязанность играют главную роль в развитии слабослышащего малыша.
Сурдопедагог консультирует и направляет, а на плечи родителей ложится основная
работа.
Скажу честно, занятия с ребенком для обычной мамы — это
посильная задача. Помню сурдопедагоги мне говорили: «Вы сами не справитесь». Но
я не видела для себя сложных упражнений или каких-то сверхзадач в занятии с
ребенком. Покупала обучающие демонстрационные материалы и занималась с сыном.
Плюсы: ребенок
быстрее развивается в семье, где его поддерживают и обучают в системе.
Минусы: не все
родители осознанно и долго могут уделять свои ресурсы для качественного
обучения слабослышащего ребенка.
Билигнвистический
метод обучения (жестовый язык + устная речь). Этот метод очень хорош для
детей с тяжелым нарушением слуха. Методика учитывает визуальное восприятие
почти глухого человека, возможность свободно общаться в той среде, которая
наиболее комфортна. Я общалась с глухими, которые могли общаться с помощью
жестового языка и устной речи. Помню преподавателя интерната Наташу, которая
при общении со мной говорила и помогала себе с помощью жестовой речи. Наверное,
потому что я общалась и с глухими, и со слабослышащими, у меня нет предвзятого
отношения к жестовому языку. Если глухому ребенку жестовый язык помогает найти
свою среду единомышленников, где он чувствует себя не белой вороной, то почему
бы и ДА?
Плюсы: стоит
учитывать, что глухие и слабослышащие скорее визуалы, поэтому использование
жестового языка адекватно при обучении детей с нарушением слуха.
Минусы:
существует много мифов в отношении жестового языка (например, самый
распространенный: если ребенка учить говорить, то использование жестового языка
затормозит развитие речи).
Верботональная
методика (разработка центра СУВАГ, Загреб, Хорватия). Цель обучения в том,
чтобы развить слуховое, тактильно-вибрационное восприятие речевых и неречевых
звуков. При этом максимально используется остаточный слух и фонетическая
ритмика для формирования произношения. Подобный центр есть в Киеве, родителям
рассказывают как обучать ребенка, преподаватели выполняют роль консультантов. Подобные
учреждения выполняют роль экстернатов, родители приводят детей на занятия и
сразу забирают домой.
Плюсы: У ребенка формируется привычка
внимательно слушать, с помощью специальной аппаратуры обеспечивается качество
звучания. В результате обучения дети открыты для общения и не боятся
знакомиться с окружающими.
Минусы: методикой
обучения владеют только специалисты СУВАГа.
Выбирая методику обучения для слабослышащего ребенка,
учитывайте свои ресурсы и будьте готовы к длительному пути. Быстрых результатов
(за 1-2 года) не ждите. Главное, чтобы у ребенка и педагога было
взаимопонимание. А родители готовы были к выполнению задач, поставленных
преподавателем. Успехов!
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями