К основному контенту

Какие бывают методики обучения слабослышащих детей?


Когда я впервые привела своего ребенка на занятие к сурдопедагогу, то удивилась, почему родителя не знакомят с программой ближайшего развития малыша? Мне хотелось больше узнать, в какую сторону нам нужно двигаться в обучении сына, как в быту учить говорить слабослышащего ребенка? Сегодня хочу с вами поделиться существующими методиками обучения слабослышащих детей. На днях меня в Интернете нашла мама слабослышащей девочки и засыпала вопросами о первых занятиях своей дочери. Пока я ей отвечала, вспомнила, как меня беспокоили эти же вопросы, связанные с обучением моего сына. И поэтому я решила написать о том, какие существуют методики обучения слабослышащих детей и к какому результату они могут привести.

Выбирая сурдопедагога и обучение для вашего слабослышащего малыша, вам стоит ответить себе на такие вопросы:
в какой среде будет жить мой ребенок (слышащих, слабослышащих, глухих),
в какую школу он будет ходить (в массовую или специальную),
какие у него будут друзья,
какую профессию он будет осваивать,
сколько я готова уделять времени для обучения своего ребенка?

В зависимости от ответа, вы сможете сосредоточиться на методиках, которые ближе к вашему образу мыслей и образу жизни. К сожалению, уровень реабилитации в Украине и России таков, что родителям даже не объясняют, какая используется методика, в чем ее плюсы и минусы, почему выбран тот или иной способ обучения.


Обучение жестовому языку и дактилю в специальных садах и школах. В группы по 6-8 человек принимаются малыши от 1,5-2 лет. Дошкольники обучаются 4-5 лет. В такие сады ребенок попадает, как правило, через психолого-медико-педагогическую комиссию.
Плюсы: хорошо то, что ребенок попадает в обучающую среду, где специалисты знают как с ним заниматься. Даже если это жестовый язык (чего очень бояться слышащие родители) — это все же лучше, чем если ребенок вообще не будет развиваться.
Минусы: закрытая среда, узкий круг общения, пребывание детей с понедельника по пятницу вне семьи делают свое дело: ребенок менее адаптирован к реальным условиям жизни, чем его слабослышащие сверстники, которые обучаются в говорящей среде.
Ловушка для родителей: приведу два примера из жизни девочек. Первая девочка Вика (фамилию не называю) с 4-степенью снижения слуха, обучалась в детском саду и интернате. Родилась в семье слышащих родителей. В результате занятий в спецучреждении и постоянными занятиями с мамой девочка освоила жестовый язык, устную речь, научилась грамотно писать, у нее появились друзья из среды слабослышащих и глухих.
Вторая девочка Оля. С такой же степенью снижения слуха. Мама решила отдать ее в массовую школу на индивидуальное обучение, где не знают, как заниматься с такими детьми. Дополнительных занятий со специалистами у девочки не было. Маленький городок — из специалистов только логопеды. В результате: у девочки появилось отставание в развитии, Оля плохо говорит, не знает жестового языка, ограничена в общении близким кругом семьи, боится знакомиться.
Важный акцент: все зависит от того, сколько ресурсов вы готовы вкладывать в своего ребенка. Готовы ли вы лично заниматься с ребенком, как часто, по какой системе?


С методикой Э.Леонгард, я познакомилась через книгу «Я не хочу молчать!» (где описан опыт автора семейного обучения слабослышащих детей, а не интернатного, как до этого предлагала система образования). И хотя данную методику традиционная советская система образования не признавала, истина взяла свое. Ведь создание речевой среды в семье важно для слабослышащего ребенка, правильно-подобранные слуховые аппараты, внимание к словарному запасу ребенка, его произношению ускоряют развитие навыков коммуникации. Леонгард привела примеры того, как родительская любовь и привязанность играют главную роль в развитии слабослышащего малыша. Сурдопедагог консультирует и направляет, а на плечи родителей ложится основная работа.
Скажу честно, занятия с ребенком для обычной мамы — это посильная задача. Помню сурдопедагоги мне говорили: «Вы сами не справитесь». Но я не видела для себя сложных упражнений или каких-то сверхзадач в занятии с ребенком. Покупала обучающие демонстрационные материалы и занималась с сыном.
Плюсы: ребенок быстрее развивается в семье, где его поддерживают и обучают в системе.
Минусы: не все родители осознанно и долго могут уделять свои ресурсы для качественного обучения слабослышащего ребенка.

Билигнвистический метод обучения (жестовый язык + устная речь). Этот метод очень хорош для детей с тяжелым нарушением слуха. Методика учитывает визуальное восприятие почти глухого человека, возможность свободно общаться в той среде, которая наиболее комфортна. Я общалась с глухими, которые могли общаться с помощью жестового языка и устной речи. Помню преподавателя интерната Наташу, которая при общении со мной говорила и помогала себе с помощью жестовой речи. Наверное, потому что я общалась и с глухими, и со слабослышащими, у меня нет предвзятого отношения к жестовому языку. Если глухому ребенку жестовый язык помогает найти свою среду единомышленников, где он чувствует себя не белой вороной, то почему бы и ДА?
Плюсы: стоит учитывать, что глухие и слабослышащие скорее визуалы, поэтому использование жестового языка адекватно при обучении детей с нарушением слуха.
Минусы: существует много мифов в отношении жестового языка (например, самый распространенный: если ребенка учить говорить, то использование жестового языка затормозит развитие речи).

Верботональная методика (разработка центра СУВАГ, Загреб, Хорватия). Цель обучения в том, чтобы развить слуховое, тактильно-вибрационное восприятие речевых и неречевых звуков. При этом максимально используется остаточный слух и фонетическая ритмика для формирования произношения. Подобный центр есть в Киеве, родителям рассказывают как обучать ребенка, преподаватели выполняют роль консультантов. Подобные учреждения выполняют роль экстернатов, родители приводят детей на занятия и сразу забирают домой.
Плюсы: У ребенка формируется привычка внимательно слушать, с помощью специальной аппаратуры обеспечивается качество звучания. В результате обучения дети открыты для общения и не боятся знакомиться с окружающими.
Минусы: методикой обучения владеют только специалисты СУВАГа.

Выбирая методику обучения для слабослышащего ребенка, учитывайте свои ресурсы и будьте готовы к длительному пути. Быстрых результатов (за 1-2 года) не ждите. Главное, чтобы у ребенка и педагога было взаимопонимание. А родители готовы были к выполнению задач, поставленных преподавателем. Успехов! 








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А