В советское время было распространено мнение: если ребенок
не заговорит до 3-х лет, то после этого периода нужна помощь специалиста.
Сегодня мнение профессионалов таково: вмешательство профильного врача должно быть
до 2 лет, идеальный вариант до 1 года жизни. В Европе новорожденного не
выписывают пока не проверят ему слух.
Про реабилитацию детей с недостатком слуха в Украине говорим
с Владимиром Шевченко – старшим научным сотрудником лаборатории сурдопедагогики
Института специальной педагогики НАПМ Украины (г.Киев).
В обычной семье может
родиться ребенок с недостаточным слухом. Такие случаи не редки. Существует
несколько факторов:
- болезнь матери во время беременности (прием антибиотиков).
В 99% если мать переболела краснухой, то ребенок родится глухим.
- генетика. Если бабушка или дедушка страдали тугоухостью.
При этом родители могут отлично слышать. Эта проблема передается через
поколение. Конечно, родителям ребенка не хочется в это верить, но с генетикой
не поспоришь.
- болезнь ребенка в раннем возрасте. Если ребенок родился
здоровым и позже заболел (менингит, инфекционное заболевание, воспаление
легких, частые отиты), велик риск потери слуха. Особенно, если для лечения используются
сильные антибиотики. Такие лекарства могут влиять на нервные клетки уха. Чем
меньше ребенок, тем большая вероятность потери слуха после лечения
антибиотиками.
Система ранней
диагностики слуха у детей не развита в Украине. Главный детский отоларинголог
Анатолий Косаковский (ЛОР-институт, Киев), пытался решить этот вопрос. Он
разработал программу по ранней диагностике детей с недостатком слуха. Программу
утвердило МОЗ Украины. Но ее не реализовали из-за отсутствия достаточного финансирования.
Программой предусмотрена закупка оборудования для проведения скрининга
(проверка слуха). На начальном этапе этой программы деньги все-таки были
выделены, благодаря чему практически во всех областных детских больницах есть
подобное оборудование. Но проблема в том, что техника новая. Персонал не обучен
работать с ней. Только в некоторых поликлиниках медперсонал обучен работать со
скрининговым оборудованием.
Если ребенок плохо
говорит или совсем не говорит, нужно проверить слух. Чем раньше это
произойдет, тем быстрее будет проходить реабилитация. Родители могут проверить
реакцию ребенка на звук или голос. Но в любом случае родители на 100% не будут
уверены в том, что у ребенка нарушен слух. Поэтому считать подобный эксперимент
диагностикой – непрофессионально. Проверку нужно делать в спокойной обстановке,
когда ребенок играет или чем-то занят. Достаточно зайти в комнату: если ребенок
не среагировал даже на бытовой звук (скрип дверей или шагов), то это уже может
вызвать подозрения. Если какой-то предмет случайно упал на пол и при этом
ребенок даже не содрогнулся, то это сигнал для того, чтобы ребенка обследовал
сурдолог. Такие врачи есть во всех центральных детских поликлиниках страны. Не
обязательно топать ногами или хлопать в ладоши, ведь такие вибрации даже глухой
ребенок тонко чувствует Идеальный
вариант: когда родители обращаются на консультацию к сурдологу до 1-го года
жизни ребенка. И врач уже точно диагностирует степень потери слуха у ребенка.
Европа 20-30 лет назад прошла этап социализации детей с
недостатком слуха. У них очень хорошо налажена ранняя диагностика
новорожденных.
Лучше всего скрининг новорожденных поставлен в Германии. Я
был на стажировке в этой стране. И мне отоларингологи рассказывали, что у них
скрининг (проверка слуха) происходит прямо в роддоме. На третий день рождения
ребенку проверяют слух. Повторная диагностика – на 3 неделе. И последняя – в 6
месяцев. После этого врачи принимают решение: либо использовать слуховые
аппараты, либо установить кохлеарный имплант. Диагностику слуха делают всем новорожденным,
без исключения. Детей с недостаточным слухом выявляют очень рано и сразу берут
на учет.
В Германии я видел оркестр из 11 молодых людей, которые
играли на разных музыкальных инструментах. Музыкантам было по 25-30 лет, все
они были с кохлеарными имплантами.
При советской системе
было распространено ошибочное мнение, что только после 3-х лет, если
ребенок не заговорит, нужно обращаться к специалисту. Сегодня в мировой
практике ребенка слухопротезируют до 1 года жизни. Потому что в 2 года у малыша
начинают закрываться лобные доли. И в 3 года они уже сформированы. При этом
если ребенок не слышит и не говорит, то позже реабилитологу уже труднее
работать с таким учеником.
Где в Украине может
обучаться ребенок со сниженным слухом? Все зависит от того, какой уровень
слухопротезирования у вашего ребенка: слуховые аппараты или кохлеарный имплант. Если у малыша слуховые аппараты – это означает,
что он не глухой, а слабослышащий. В таком случае дети обучаются по желанию
родителей в школах-интернатах для слабослышащих, в массовой или инклюзивной
школе. Вообще инклюзивное обращование в Украине только набирает оборы. У нас
есть классы и инклюзивные школы, есть и ассистенты учителей. Но такие школы работают
в основном в больших городах.
В Европе реабилитационные
центры сотрудничают со страховыми компаниями. Это удобно для семей. Ведь
слуховые аппараты, обследования, реабилитация покрываются за счет страховки. Например,
в Польше семья может обратиться в любой центр реабилитации, приобрести слуховые
аппараты, взять и чек и с ним пойти в госучреждение, которое отвечает за
реабилитацию инвалидов. В итоге родителям компенсируют сумму, потраченную на
приобретение слуховых аппаратов. У нас, к сожалению, не работает страховая
система. Большинство реабилитационных центров в Украине – частные.
По своему опыту знаю, что в Польше, Германии, Румынии
действуют общественные организации и отдельные специалисты. Они активно
работают и выступают инициаторами перемен в вопросах ранней диагностики в своих
странах.
Нельзя детям просто
раздать слуховые аппараты. Это же не пирожки! У нас в стране от фонда
социальной защиты населения выделяют слуховые аппараты. Но это неправильно.
Ребенка нужно обследовать, подобрать тот слуховой аппарат, который подойдет под
его уровень слуха, настроить его согласно аудиограмме. А если просто получить
слуховой аппарат и попробовать его носить, то ничего не получится. Некоторые
говорят: «Слуховые аппараты не помогают». Просто нужно учитывать, что без
точной настройки говорить об успешной реабилитации нельзя.
Оксана Гунько
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями