К основному контенту

О чем молчат сурдопедагоги?

Какие занятия нужны слабослышащему малышу в 3-5 лет? Этот вопрос задает каждая мама, когда ребенку уже подобрали слуховые аппараты. Помню, как мы шли на первое занятие к сурдопедагу, и я задавала себе много вопросов: в чем суть методики, чему нужно учить малыша и как это делать, если ребенок не слышит?

Позже, я выяснила, о чем молчат сурдопедагоги:
Секрет 1. Программа обучения слабослышащего ребенка такая же, как и обычного малыша в 3-5 лет.
Задача: увеличить пассивный словарь, который со временем приведет к активному использованию новых слов.  

По таблицам Зайцева я обучала слабослышащего сына чтению

Секрет 2. Упор в обучении на визуальное восприятие. Важнее показать, чем сказать предложение. Вначале вы будете показывать картинки и говорить отдельные лепетные слова, затем общепринятые.
Секрет 3. Разница в слуховом и паспортном возрасте. Различайте слуховой возраст (с того момента, когда вы надели слуховые аппараты) и паспортный (по дате рождения ребенка). 
Цель обучения — снизить разницу между слуховым возрастом (вначале он может быть на уровне лепета) и паспортным.

Эту разницу родители мало понимают, потому что ждут быстрых результатов. И очень удивляются, что если слуховые аппараты надели, почему же ребенок сразу не начал говорить? Очень важно сказать сразу о разнице в восприятии, ведь мало кто из сурдопедагогов озвучивают понятия "слуховой и паспортный возраст". Об этом термине я узнала, когда была на семинаре для педагогов и учителей во Львове еще в 2013 г

Сурдопедагог Виктория МакДонелл (Австралия)

Австралийский сурдопедагог, специалист педиатрической реабилитации Виктория МакДонелл рассказывала на Межународном учебно-методическом семинаре о разнице между слуховым и паспортном возрастом. Именно тогда я узнала, что обучение слабослышащего ребенка происходит даже во время настольных игр. Она, мама имплантированной дочери, специально приглашала соседских детей в свой дом, чтобы дочь играла. Чему училась ее Хелен? Девочка приобретала важные навыки:
- соблюдать правила игры,
- достойно проигрывать и держать удар (очень полезный навык в жизни),
- радоваться победам,
- сочувствовать проигравшим,
- договариваться с участниками игры,
- быть внимательной,
- просчитывать наперед свои действия,
- тренировать память.

Сурдопедагог Виктория МакДонелл подчеркивала, что именно игра повышает самооценку и уверенность слабослышащего ребенка. Поэтому она не использовала в обучении метод «я говорю, ребенок повторяет за мной». Если ребенка заставлять запоминать что-то – он не запомнит, только интерес и конкуренция, которая возникает во время игры, стимулирует мозг слабослышащего малыша.


А какие секреты сурдопедагогов удалось выяснить вам во время обучения слабослышащего ребенка?

Оксана Гунько,
автор блога "Инфослух"

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А