К основному контенту

Три истории о детях с нарушением слуха из Новой Каховки

Ребенок с нарушением слуха внешне похож на сверстников. И участковые специалисты не всегда вовремя замечают отклонения от нормы. В Украине диагностика новорожденных на низком уровне и пока доступна только в частных центрах. Ниже я расскажу три истории о том, как в семье обнаружили нарушение слуха у ребенка.

История 1. “Ребенок здоров”

Татьяна Панина, мама слабослышащего Давида, 4-классника Новокаховской школы № 1 рассказывает:
— О том, что у ребенка есть проблемы со слухом, мы обнаружили в детском саду, когда Давиду было 4 года. У меня есть еще дочь и они с Давидом двойняшки.                                                                                                                                                 
Мы стали замечать дома, что сын не реагирует на имя. Воспитатель детсада подтвердила наши опасения. Тогда мы обратились в детскую поликлинику к отоларингологу. Он сказал, что у сына все хорошо. Мы обрадовались, но стали присматриваться к Давиду больше. После второго обращения к врачу, мы окончательно поняли, что нужно идти на специальное обследование. Хотя ответ специалиста был: “Ребенок здоров”.

После безрезультатного обследования в  Херсонской областной больнице, мы решили ехать в Киевский ЛОР-институт им.Коломийченка. Там сыну и поставили диагноз “тугоухость”.

Слуховые аппараты приобрели за свои деньги, Давид их носит с 2012 года. По закону сыну должны были выдать слуховые аппараты бесплатно. Сейчас Давиду 11, прошло семь лет, и мы до сих пор стоим в очереди за аппаратами.
После установления диагноза мы перевели сына в сад с логопедическим уклоном. И педагоги мне часто жаловались: не так сделал, не туда пошел, ничего не понял. Воспитатели не хотели помогать ребенку снимать аппараты во время сна, мотивируя тем, что они не обучены этому и это наши проблемы.Сейчас Давид учится в обычном классе, якобы с “инклюзивным” уклоном. Трудностей хватает. В школе не знают как работать со слабослышащим учеником, как адаптировать школьную программу, не учитывают его особенность. В классе сына есть дети с проблемами зрения и слуха. И я каждый день как мама сталкиваюсь с нежеланием родителей и педагогов толерантно настраивать детей по отношению друг к другу. После нескольких отказов в разных кружках города, сына приняли в частную студию и теперь Давид с удовольствием танцует и выступает.

История 2.  “Подождите до 3-х лет”
Марина Коваленко, мама слабослышащего Саши, ученика 2-го класса Новокаховской школы № 8 делится своим опытом:
— У нас два сына 8-ми и 5-ти лет. Я не работаю, нахожусь в отпуске по уходу за ребенком-инвалидом.
Старший Саша носит слуховые аппараты по причине тугоухости 2-3 степени. Диагноз поставили очень поздно, почти в 4 года. До этого времени ребенок почти не разговаривал, произносил только некоторые звуки.
Где-то с возраста 2-х лет я обратила внимание, что ребенок не говорит. Саша первый ребенок, и я не могла предположить причину отсутствия речи. По поводу слуха у меня было убеждение:  либо человек слышит, либо — полная глухота, а какого-то промежуточного вариант я не рассматривала. И так как Саша реагировал на громкие звуки и хлопки, то я считала, что он слышит.
Мы регулярно обращались к педиатру, она перенаправляла нас к неврологу, которая назначала нам препараты для «стимуляции» мозга, говорила подождать до 3 лет. В результате мы теряли драгоценное время. В этот период у нас родился второй ребенок. Саше исполнилось 3 года и он еще не говорил. Мы ходили на разные развивающие занятия, где сын повторял действия других детей, и создавалась иллюзия, что он слышит и выполняет команды педагога.
И по какому-то озарению в 3 года и 10 месяцев я решила проверить ему слух. (На тот момент мы жили в Донецке и у нас в городе был филиал Центра слуховой реабилитации “Аврора”.) Результат меня шокировал — нейросенсорная тугоухость 2-3 степени. Там же и предложили слухопротезировать ребенка. Стоимость слуховых аппаратов сразила меня не меньше, чем сам диагноз. Благо в центре слуха аппараты предложили в рассрочку и мы, совместно со сбережениями бабушек и дедушек, смогли купить аппараты.
Я, наученная таким опытом, сразу же проверила слух у младшего, к счастью, у него все было в порядке.
Сейчас Саша учится на индивидуальной форме обучения во 2 классе. Я вожу его в школу только «для галочки» и сдачи контрольных. Весь материал даю самостоятельно: нахожу интересные задания, интерактивные уроки и литературу. У нас составлено расписание, которому мы строго следуем. Каждый день уделяем урокам не менее 3-х часов, охватывая текущую школьную программу, плюс дополнительные более углубленные задания.
Из дополнительных занятий Саша учится игре на скрипке, любит плавать, ездить на велосипеде, лазить по веревочным трассам, несколько раз летал в аэродинамической трубе. Мы стараемся проводить много времени в активном отдыхе, путешествиях, бывать в новых местах, что заметно стимулирует его речь и дает больше уверенности в себе.

История 3. “Мамочка, не выдумывайте!”

Расскажу и я свою историю, автор этого блога. Сегодня мой сын Гриша ученик 5 класса Киевской школы для детей с нарушением слуха:
— О том, что у сына возможно нарушен слух догадалась моя мама. И когда мы с сыном после тяжелых родов в Новой Каховке лежали в Херсонской областной детской больнице, я с сомнением обратилась к неврологу. Но она от меня только отмахнулась: мол, мамочка, не выдумывайте. Сыну тогда было примерно семь месяцев.
Хорошо, что мы переехали в Киев и в 1,5 года киевский невролог, у которой сын стоял на учете, направила Гришу проверить слух. Сын поздно начал держать голову, поздно сел и я думала, что он поздно начнет говорить. Не подозревала, что в обычной семье может родиться ребенок с нарушением слуха.
И хотя я была уверена, что никакого нарушения слуха у моего ребенка нет, мы все же отправились на проверку слуха в Киевский СУВАГ. Я воспринимала эту ситуацию, как рядовую, для галочки. Пока не услышала слова сурдолога (врач, который выявляет проблемы нарушения слуха): “У вашего сына снижен слух”. Она выдала медицинское заключение — нейросенсорная тугоухость 2-3 степени. Позже мы перепроверяли слух сына и результаты оказались еще хуже — тугоухость 3-4 степени.
Сегодня при тяжелой степени нарушения слуха украинским детям ставят импланты — это слуховые протезы. Гриша носит слуховые аппараты с 2 лет. За это время нам пришлось поменять 3 пары моделей. Покупали самостоятельно, в кредит и обращались за помощью. На государственную программу не надеюсь.
В 2007 я мало, что знала о реабилитации людей с нарушением слуха. Мы ездили к сурдопедагогу на занятия, я искала родителей слабослышащих детей в Киеве, знакомилась со специалистами, ездила в Киевский УТОГ, искала методики и покупала книги и дидактические пособия на книжном рынке Петровка. Так я занималась с Гришей до 3,5 лет — я вышла на работу, а Гриша сына устроила в специализированный садик. Позже увидела, что результата от его нахождения в спецсаде нет, а мои усилия за время декретного отпуска постепенно сходят на нет. И я решила уйти с работы — редакции киевского журнала.
Мне пришлось полностью подстроить свой образ жизни под индивидуальную форму обучения сына. Я много училась и стала работать удаленно. В 2010 году я создала в Новой Каховке “Центр развития слабослышащих детей”. Выиграла два гранта для организации и со слабослышащими детьми Новой Каховки занимались молодые специалисты — логопед и психолог. Знаний не хватало, не было достаточного опыта — ни у нас (родителей), ни у местных специалистов.
Брифинги, которые я организовала и семинары для молодых родителей Новой Каховки, Каховки и Таврийска — не дали того результата, на который я рассчитывала. Я даже наладила сотрудничество с Херсонской школой для слабослышащих. Но на местном уровне депутаты нашу инициативу не поддержали. Мотивировали тем, что в городе уже есть реабилитационный центр, зачем еще один? Хотя в существующем центре не знают как работать со слабослышащими детьми.
Родители сосредоточились на реабилитации своих детей и активность центра держалась только на мне. Поэтому в 2012 году я начала вести свой блог “Инфослух”, где стала делиться своим опытом воспитания слабослышащего ребенка. В 2016 создала группу в Фейсбук, где общаются родители слабослышащих детей Украины, России, Белоруссии и других стран бывшего СССР.
Сейчас в Украине родители слабослышащих детей объединяются в общественные организации и сами реабилитируют своих детей. Они приглашают специалистов из крупных городов, делятся своим опытом те, кто уже воспитал таких детей, ездят на стажировку в Польшу. После консультирования родителей в Киеве и по скайпу по теме реабилитации слабослышащего ребенка, поняла, что сегодня моего опыта достаточно, чтобы помогать другим.

Комментарии

Отправить комментарий

Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А