К основному контенту

Социальные истории

Или Зачем вашему ребенку визуальный словарь социальных ситуаций?

Социальные истории — это педагогическая методика, которая помогает в коррекции поведения не только детям, а и взрослым. Его суть в том, что с помощью простых картинок рассказывается история. Визуальная поддержка очень хороша для детей с нарушением слуха, а особенно для тех у кого РАС или гиперактивность.


Ключевой плюс: когда у вашего ребенка еще не достаточный словарный запас, а вам нужно ему объяснить нормы поведения, вам проще это сделать с помощью рисунков. Можно рисовать самими (носить с собой блокнот и зарисовать последовательность картинок по алгоритму: сначала-потом). А можно воспользоваться готовым пособием. Что я вам и предлагаю сделать.


Речь пойдет о Визуальном словаре социальных ситуаций. Он издан на русском и украинском языках. По формату напоминает альбом для рисования. С правой стороны есть резинка, которая выполняет роль закладки, нумерации страниц нет. Здесь собрана 31 социальная история, которая может произойти с любым ребенком. Например, от “Мне хочется”, “Мне что-то не нравится” и до “Мы встречаем кого-то на улице”, “Мне чего-то хочется от человека, а он меня не слышит”.








Формат подачи рисунка очень продуман: сначала идет озвучивание темы “Я не знаю, где я”. Потом нарисован сюжет позитивный - как себя вести в подобной ситуации, и негативный - как не надо делать. Минимум фраз (словарный запас можно увеличить самостоятельно, подписав картинки, например). Плюс в том, что рисунки просты и очень понятны. И если с ребенком случается ситуация в жизни, он быстро вспоминает алгоритм поведения: позитивный и негативный. Такой словарь очень помогает исправлять поведение.


В конце книги собраны рекомендации: как работать со словарем, почему важно развивать временно-причинную связь, и как рисовать дальше обыденные ситуации, чтобы ребенок замечал связь между своим поведением и развитием событий и отношения к нему других людей. Картинки можно комментировать и учить устному рассказу по ним. А если пойти еще дальше, то и привлечь изучение иностранного языка на подобном материале.





Словарь был создан специально для детей с РАС (расстройство аутического спектра). Этим детям сложнее понять мотивы других людей и связь между их поведением и реакцией других людей. Цель словаря - научить ребенка замечать, чем заканчивается та или иная ситуация в зависимости от сценария - позитивного или негативного.


Например, ребенок увидел что-то интересное и молча побежал. Вы говорили по телефону или с подругой и не заметили. Ситуация - где ребенок? Социальная история рассказывает как вести себя в такой ситуации, дома в спокойной обстановке можно обсудить с ребенком - как ты думаешь, что чувствует мама или папа, если мальчик убежит? Они будут переживать? Они испугаются? А что бы ты делал, если бы потерялся? и т.д.


Скажу на личном примере - Грише этот словарь зашел на ура. Причем, интересно наблюдать, как случается ситуация и он пытается реагировать по старому сценарию, а я ему напоминаю: “Ты помнишь, что нужно делать, когда..?” И он быстро вспоминает алгоритм. И уже не надо стоять и читать нотации, а достаточно напомнить, что будет, если поступать по привычному сценарию и чем ситуация может закончиться, если поступить по-другому. Например, проиграл в настольную игру. Как себя вести проигравшему?






Пару таких социальных неудач и ребенок понимает, что картинки нарисованы не просто так. По этим сюжетам можно изучать состояние людей (Что чувствует этот персонаж? а этот? как им договориться в конфликтной ситуации? Почему не полезно реактивно реагировать на чью-то плохую эмоцию, а что нужно спокойно искать компромисс или настаивать на своем).


Книга пригодится как родителям для занятий дома, так и педагогам, особенно, психологам для коррекции поведения. Ее успешно можно применять в детских центрах или общественных организациях. Есть две версии: на украинском и русском.


Заказать можно по вайберу. 0502399822 или в личку - Оксана Гунько. Цена: 350 грн. Отправка Новой почтой по Украине.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А