К основному контенту

Слабослышащим помогает игра на музыкальных инструментах


Музыка как дополнительный сенсорный источник улучшает речь у детей дошкольного возраста. А еще помогает запоминать ключевые фразы и новую информацию дошкольникам. Американские исследователи еще в конце 80-х выяснили, что важно не только слушать мелодии, но и заниматься музыкой. Как на развитие слабослышащих детей влияет игра на музыкальных инструментах?


Тренировка нейронных связей. Пока ребенок учит гаммы или осваивает чтение с листа, неуклюже перебирая по клавишам или струнам, его мозг выполняет сложную работу. Ученик переводит символы  в звук, обращает внимание на длину нот и их громкость, последовательность и ритм.

Даже если вы слышите сбивчивое исполнение вальса А.Доги — это не страшно. У ребенка во время занятий формируется пластичность мозга, создаются новые нейронные связи, развиваются слуховые центры, в которых идет обработка звука и его различие.

Петь, играть, танцевать и сочинять. Правое полушарие мозга развивается не столько слушанием музыки, сколько музыкальными занятиями. Это пение, сольфеджио, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку и музыкальное творчество.

Мозг работает в 5 раз эффективнее, когда гармонично развиты оба полушария.  


Татьяна Черниговская — ученый в области
нейронауки и психолингвистики
говорит о том, что музыка это не десерт,
а сенсорный источник развития мозга

Музыка меняет мозг. Кратковременное обучение увеличивает число нейронов, а длительное — усиливает реакции нервных клеток и физически меняет мозг.

У профессиональных музыкантов при прослушивании музыки на 25% активнее работает мозг. У них тоньше восприятие: слуховые зоны мозга различают партии отдельных инструментов и поэтому они глубже понимают мелодику произведений.

Подобную картину исследователи наблюдают и у детей, если они обучались музыке, то слуховые центры мозга у них развиты лучше. Например, такой ребенок слышит оттенки настроения в голосе другого человека, улавливает через звук нюансы смыслов и значений, что увеличивает эмпатию — способность чувствовать другого человека.

Школа ориентируется на логиков (левополушарное восприятие). В классе обычно развивается левое полушарие (логические мышление). Такой односторонний подход влияет на мотивацию учеников: дети теряют природный интерес к обучению. В результате хуже не только табель, но и здоровье школьников. Творческая составляющая должна быть в обучении. Когда дети создают новое, а не только отчеканивают выученный параграф, повышается их самооценка и открываются изобретательские и творческие навыки. Умение создавать что-то новое, чего не было ранее больше ценится на рынке труда.

Музыкальные занятия развивают 
речь слабослышащих детей
Родители слабослышащих детей обучают своих дочерей и сыновей на музыкальных инструментах. Как такие уроки влияют на речь и общее развитие — рассказывают мамы пианистов.

Лариса Бобровницкая (Ровно). Моей дочери Даринке 9 лет. Слухопротезирована 6 лет назад: односторонняя имплантация и слуховой аппарат. Дочь играет на фортепиано и учится в инклюзивном классе, занимается 3 года.

Иногда приходиться уговаривать заниматься, находить аргументы: чтобы ты лучше разговаривала, тебе нужно развивать моторику пальчиков. Хотя выступает с радостью и удовольствием. Любит, когда ее хвалят.

На концертах массовой школы ее не привлекают. Но Даринка ходит в реабилитационный центр для детей с опорно-двигательными нарушениями. При нем работает клуб “Крок”. Там есть логопед и дефектолог, которые занимаются с дочерью.

Изначально уроки музыкой были как реабилитационные занятия. Где-то полгода преподаватель пробовала и искала варианты, на какие музыкальные инструменты дочь реагирует лучше: металофон, барабан, фортепиано, треугольники. Попробовали фортепиано — получилось.

После музыкальных занятий Даринка существенно продвинулась в речи. На первых занятиях брала только ноту и слог. Изначально старались больше петь. Дочь исполняла простые песенки. Параллельно шло развитие по музыке и речи.

Она понимает сольфеджио, чувствует ноты. Пишет музыкальные диктанты на слух. Когда дочь сдавала экзамен по 3-му классу (это условно, т.к. для нее это не музыкальное образование, а часть реабилитации), учитель сказала: “Не каждый здоровый ребенок напишет диктант так, как пишет Даринка. Я не понимаю, как ей удается так чувствовать ноты”. Хотя глухие ноты ей даются сложнее, чем высокие.

Юлия Колесник-Штрикуль (Полтава).  Сину Юрию 13 лет. У меня была мечта научить сына играть на музыкальном инструменте. Но так получилось, что в 3 года ему поставили даагноз  тугоухости 3-4. Я занималась по классу домбры, поэтому начала преподавать сыну сама с 8 лет. Сейчас сын учится в специальной школе.



Юра запоминает простые пьесы визуально. Пыталась учить его нотной грамоте, но не пошло. Сначала ставила ему пальцы, а потом проигрывала мелодии.

Последние 1,5 года мы боремся с такой проблемой как лейкоз. Канал ТСН осуществили нашу мечту недавно и сделал сюжет, где видно как Юра играет на пианино. Хотя последний год мы почти жили в больницах.

Ирина Грушенко (Винница). Вадиму 11 лет. В музыкальной школе перешел в 3-й класс. С 3-4 лет пробовал играть на пианино. В 4,5 года сыну поставили кохлеарный имплант, хотя он уже говорил нормально до операции. Сейчас учится в массовой школе в обычном классе. Сидит по центру, чтобы лучше слышать.

Получает твердую 8-ку по музыкальным занятиям, правда, не всегда хочет заниматься. Приходиться мотивировать: “Вадик, это же твое развитие, ты и слух развиваешь и моторику пальчиков”.

Преподаватель ему говорит, что девочкам очень нравится слушать, как мальчики играют на музыкальных инструментах. “К тому же, у тебя всегда будет возможность заработать себе на жизнь”, — говорит Вадиму учитель. Сын удивляется: “Мне что будут платить деньги за то, что я просто играю?”

У Вадима во время родов была задета ЦНС. Поэтому у него нет той скорости, которая есть у пианистов. Зато у него есть сила, благодаря чему он хорошо прыгает. Развиваем его не только творчески, но и физически. В этом году записали Вадима на инваспорт.

Ольга Ляшенко (Славутич). Сын Богдан проимплантирован, ему 16 лет. Закончил музыкальную школу, но продолжает заниматься дальше. Он лауреат и гость Международного музыкального фестиваля детей, молодежи и взрослых с нарушениями слуха «Ритмы улитки» (Каетаны, Польша).

Начали заниматься музыкой через 9 месяцев после имплантации. Богдану сделали имплантацию почти в 6 лет. Мне встретилась преподавательница, которая занималась со слабослышащим ребенком, и я решила попробовать. На то время сын носил слуховые аппараты. Мы решили попытаться, потому что потеря слуха была очень большой, почти глухота. Сын прошел тестирование и пошли мы только ради того, чтобы развивать слух. В конечном итоге оказалось, что у Богдана талант.

В основном с сыном занималась бабушка, пока я работала. Она освоила нотную грамоту, ходила с ним на занятия. Первый год он занимался индивидуально, а со второго класса взяли уже как полноценного ученика в музшколу.

Лет в 13 он хотел бросить, но мы настояли, чтобы он не оставлял музыкальные занятия. И в 15 лет, когда он уже выступил в Польше, ему уже стало интереснее заниматься. Он увидел перспективу для себя. Хотя и сильно переживает за публичные выступления. В этом году, в июле мы пробыли на фестивале две недели. Он пообщался и познакомился со сверстниками из России. Проживание, питание и перелет каждому участнику оплачивает та фирма, чей имплант носит конкурсант. В нашем случае это была фирма “Кохлеар”.

Богдан лучший из учеников музыкальной школы, которую закончил с отличием. Когда мы возвращались из Польши, то в аэропорту Варшавы я попросила сына сыграть на фортепиано. И мы сняли его игру на память.














Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А