Музыка как дополнительный сенсорный источник улучшает речь у детей дошкольного возраста. А еще помогает запоминать ключевые фразы и новую информацию дошкольникам. Американские исследователи еще в конце 80-х выяснили, что важно не только слушать мелодии, но и заниматься музыкой. Как на развитие слабослышащих детей влияет игра на музыкальных инструментах?
Тренировка нейронных связей. Пока ребенок учит гаммы или осваивает чтение с листа, неуклюже перебирая по клавишам или струнам, его мозг выполняет сложную работу. Ученик переводит символы в звук, обращает внимание на длину нот и их громкость, последовательность и ритм.
Тренировка нейронных связей. Пока ребенок учит гаммы или осваивает чтение с листа, неуклюже перебирая по клавишам или струнам, его мозг выполняет сложную работу. Ученик переводит символы в звук, обращает внимание на длину нот и их громкость, последовательность и ритм.
Даже если вы слышите сбивчивое исполнение вальса А.Доги — это не страшно. У ребенка во время занятий формируется пластичность мозга, создаются новые нейронные связи, развиваются слуховые центры, в которых идет обработка звука и его различие.
Петь, играть, танцевать и сочинять. Правое полушарие мозга развивается не столько слушанием музыки, сколько музыкальными занятиями. Это пение, сольфеджио, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку и музыкальное творчество.
Мозг работает в 5 раз эффективнее, когда гармонично развиты оба полушария.
Татьяна Черниговская — ученый в области
нейронауки и психолингвистики
говорит о том, что музыка это не десерт,
а сенсорный источник развития мозга
Музыка меняет мозг. Кратковременное обучение увеличивает число нейронов, а длительное — усиливает реакции нервных клеток и физически меняет мозг.
У профессиональных музыкантов при прослушивании музыки на 25% активнее работает мозг. У них тоньше восприятие: слуховые зоны мозга различают партии отдельных инструментов и поэтому они глубже понимают мелодику произведений.
Подобную картину исследователи наблюдают и у детей, если они обучались музыке, то слуховые центры мозга у них развиты лучше. Например, такой ребенок слышит оттенки настроения в голосе другого человека, улавливает через звук нюансы смыслов и значений, что увеличивает эмпатию — способность чувствовать другого человека.
Школа ориентируется на логиков (левополушарное восприятие). В классе обычно развивается левое полушарие (логические мышление). Такой односторонний подход влияет на мотивацию учеников: дети теряют природный интерес к обучению. В результате хуже не только табель, но и здоровье школьников. Творческая составляющая должна быть в обучении. Когда дети создают новое, а не только отчеканивают выученный параграф, повышается их самооценка и открываются изобретательские и творческие навыки. Умение создавать что-то новое, чего не было ранее больше ценится на рынке труда.
Музыкальные занятия развивают
речь слабослышащих детей
Родители слабослышащих детей обучают своих дочерей и сыновей на музыкальных инструментах. Как такие уроки влияют на речь и общее развитие — рассказывают мамы пианистов.
Лариса Бобровницкая (Ровно). Моей дочери Даринке 9 лет. Слухопротезирована 6 лет назад: односторонняя имплантация и слуховой аппарат. Дочь играет на фортепиано и учится в инклюзивном классе, занимается 3 года.
Иногда приходиться уговаривать заниматься, находить аргументы: чтобы ты лучше разговаривала, тебе нужно развивать моторику пальчиков. Хотя выступает с радостью и удовольствием. Любит, когда ее хвалят.
На концертах массовой школы ее не привлекают. Но Даринка ходит в реабилитационный центр для детей с опорно-двигательными нарушениями. При нем работает клуб “Крок”. Там есть логопед и дефектолог, которые занимаются с дочерью.
Изначально уроки музыкой были как реабилитационные занятия. Где-то полгода преподаватель пробовала и искала варианты, на какие музыкальные инструменты дочь реагирует лучше: металофон, барабан, фортепиано, треугольники. Попробовали фортепиано — получилось.
После музыкальных занятий Даринка существенно продвинулась в речи. На первых занятиях брала только ноту и слог. Изначально старались больше петь. Дочь исполняла простые песенки. Параллельно шло развитие по музыке и речи.
Она понимает сольфеджио, чувствует ноты. Пишет музыкальные диктанты на слух. Когда дочь сдавала экзамен по 3-му классу (это условно, т.к. для нее это не музыкальное образование, а часть реабилитации), учитель сказала: “Не каждый здоровый ребенок напишет диктант так, как пишет Даринка. Я не понимаю, как ей удается так чувствовать ноты”. Хотя глухие ноты ей даются сложнее, чем высокие.
Юлия Колесник-Штрикуль (Полтава). Сину Юрию 13 лет. У меня была мечта научить сына играть на музыкальном инструменте. Но так получилось, что в 3 года ему поставили даагноз тугоухости 3-4. Я занималась по классу домбры, поэтому начала преподавать сыну сама с 8 лет. Сейчас сын учится в специальной школе.
Юра запоминает простые пьесы визуально. Пыталась учить его нотной грамоте, но не пошло. Сначала ставила ему пальцы, а потом проигрывала мелодии.
Последние 1,5 года мы боремся с такой проблемой как лейкоз. Канал ТСН осуществили нашу мечту недавно и сделал сюжет, где видно как Юра играет на пианино. Хотя последний год мы почти жили в больницах.
Ирина Грушенко (Винница). Вадиму 11 лет. В музыкальной школе перешел в 3-й класс. С 3-4 лет пробовал играть на пианино. В 4,5 года сыну поставили кохлеарный имплант, хотя он уже говорил нормально до операции. Сейчас учится в массовой школе в обычном классе. Сидит по центру, чтобы лучше слышать.
Получает твердую 8-ку по музыкальным занятиям, правда, не всегда хочет заниматься. Приходиться мотивировать: “Вадик, это же твое развитие, ты и слух развиваешь и моторику пальчиков”.
Преподаватель ему говорит, что девочкам очень нравится слушать, как мальчики играют на музыкальных инструментах. “К тому же, у тебя всегда будет возможность заработать себе на жизнь”, — говорит Вадиму учитель. Сын удивляется: “Мне что будут платить деньги за то, что я просто играю?”
Преподаватель ему говорит, что девочкам очень нравится слушать, как мальчики играют на музыкальных инструментах. “К тому же, у тебя всегда будет возможность заработать себе на жизнь”, — говорит Вадиму учитель. Сын удивляется: “Мне что будут платить деньги за то, что я просто играю?”
У Вадима во время родов была задета ЦНС. Поэтому у него нет той скорости, которая есть у пианистов. Зато у него есть сила, благодаря чему он хорошо прыгает. Развиваем его не только творчески, но и физически. В этом году записали Вадима на инваспорт.
Ольга Ляшенко (Славутич). Сын Богдан проимплантирован, ему 16 лет. Закончил музыкальную школу, но продолжает заниматься дальше. Он лауреат и гость Международного музыкального фестиваля детей, молодежи и взрослых с нарушениями слуха «Ритмы улитки» (Каетаны, Польша).
Начали заниматься музыкой через 9 месяцев после имплантации. Богдану сделали имплантацию почти в 6 лет. Мне встретилась преподавательница, которая занималась со слабослышащим ребенком, и я решила попробовать. На то время сын носил слуховые аппараты. Мы решили попытаться, потому что потеря слуха была очень большой, почти глухота. Сын прошел тестирование и пошли мы только ради того, чтобы развивать слух. В конечном итоге оказалось, что у Богдана талант.
В основном с сыном занималась бабушка, пока я работала. Она освоила нотную грамоту, ходила с ним на занятия. Первый год он занимался индивидуально, а со второго класса взяли уже как полноценного ученика в музшколу.
Лет в 13 он хотел бросить, но мы настояли, чтобы он не оставлял музыкальные занятия. И в 15 лет, когда он уже выступил в Польше, ему уже стало интереснее заниматься. Он увидел перспективу для себя. Хотя и сильно переживает за публичные выступления. В этом году, в июле мы пробыли на фестивале две недели. Он пообщался и познакомился со сверстниками из России. Проживание, питание и перелет каждому участнику оплачивает та фирма, чей имплант носит конкурсант. В нашем случае это была фирма “Кохлеар”.
Богдан лучший из учеников музыкальной школы, которую закончил с отличием. Когда мы возвращались из Польши, то в аэропорту Варшавы я попросила сына сыграть на фортепиано. И мы сняли его игру на память.
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями