К основному контенту

Активный и пассивный словарь слабослышащего ребенка

Активный и пассивный словарь — это основа речи вашего слабослышащего ребенка. Что нужно знать и делать, чтобы увеличить словарный запас малыша и школьника?

Пассивный словарь — это то количество слов, которые ребенок понимает, показывает и соотносит с предметом или картинкой, но не называет. Например, малыш может показать пальцем на кошку, но еще не говорит “мяу” или “кошка”. Дома он точно покажет на чашку, когда ему захочется пить. Пассивный словарь всегда больше, чем активный.

Активный словарь — это те слова, которые ребенок произносит и использует в речи. Ко мне обратились несколько мам в фейсбуке и задали вопросы по схожей теме, как уловить, что понимает ребенок, а что схватывает визуально, ситуативно?


Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов, которые касаются словаря слабослышащего ребенка:

1) учитывайте слуховой возраст — не путайте с паспортным возрастом (датой рождения). Слуховой возраст — это то сколько ребенок носит слуховые аппараты (или имплант). Например, ребенку 3 года, слухопротезировали его в 2 года, значит, слуховой возраст — 1 год. И уровень речи (при условии регулярных занятий) будет на уровне годовалого ребенка. Задача реабилитации в том и состоит: чтобы максимально уменьшить разницу между паспортным и слуховым возрастом.

2) ваш ребенок не будет говорить фразами и предложениями до тех пор, пока не начнете заниматься с ним и учить его во время занятий строить фразы и предложения. Если вы думаете, что достаточно произносить на слух и разговаривать со слабослышащим ребенком, чтобы он заговорил — вы ошибаетесь. Есть целая методика и комплекс упражнений, которые учат слабослышащего ребенка строить фразы и предложения.

3) слабослышащий ребенок произносит контур слова — т.е. он может вначале лишь воспроизводить количество слогов. Например, Гриша когда учился говорить, произносил не “собака”, а “табата”. Со временем, когда ребенок четко произносил согласные "с" и "к" (а звук "к" пришлось ставить на основе "т") — в его словаре появилось правильное слово "собака"

4) ведите дневник ребенка — записывайте пассивный и активный словарь по такому принципу:

активный:

существительные: мама, папа, баба, деда, мяу, ав-ав

глаголы: дай, на, иди, пить, баю-бай,

пассивный:

существительные: дядя, тетя, ложка, чашка, компот,

глаголы: спать, сидеть, ходить, идем,

прилагательные — холодный, горячий, вкусный.

Сколько же должен знать слов ребенок? Все очень индивидуально. Хотя и есть норма, но она далеко не каждому может подойти:


Эта таблица нормы для обычно слышащих детей. Не стоит паниковать, если у вашего слабослышащего ребенка совсем другие данные. Помните, что каждый ребенок развивается со своей скоростью, дайте ему время и конечно продолжайте заниматься.

Не ждите!

Основное правило, которое стоит запомнить родителю слабослышащего ребенка — не ждите, что слова сами будут появляться в его речи. Не будут! Вот каким словам, вы его научите — понимать, произносить, соотносить, использовать — те и будут в речи.

Использовать можно стихи-ритмовки, игры на ассоциации, подбирать синонимы и антонимы, угадывать из описания слова, переписывать простой текст, заменяя слова синонимами (рерайт) и многое другое.

И самое главное — вовлекайте ребенка в разговор. Вот три простых приема как это сделать:

Вариант 1: задавайте вопрос с “или”, чтобы ребенку пришлось произнести хотя бы слово. Например, “Ты хочешь компот или чай?” Но лучше приучать произносить полную фразу: "Я хочу компот".

Вариант 2: не понимаю. Сын или дочь подходит к вам и просит пить, показывая пальцем на коробку с соком. Вы включаете режим “не понимаю”. Разводите руками — не понимаю. И подсказываете: “Дай!” Ребенок может сопротивляться и даже плакать с падением на пол (у нас так и было). Не сдавайтесь! Продолжайте настаивать — “Дай”. Я подставляла ладошку тыльной стороной вверх к подбородку сына и произносила: “Дай!” И была неумолима: никакие истерики, плачи и жесты на меня не действовали. Я не понимала, чего хочет сын. Но знала точно, что я учу его говорить (если нужна консультация — пишите в личку). И ему приходилось принимать мои условия игры. Что поделать, если хочется пить, а мама не дает, даже после слез и крика? Первое слово было самым трудным эмоционально. Потом было проще.

Важно: Правда, это слово Гриша учил сначала как понятие по картинкам. А также с помощью ритмовок, которые мы читали по рисунку. Т.е. Гриша уже понимал, что значит “дай!”, но не произносил слово. В пассивном словаре оно уже было.

Вариант 3: перепутала. Ребенок просит вас дать ему игрушку, продукт, одежду. Вы включаете режим “перепутала” — даете то, что ребенок не просил. Ему нужно произнести слово. Этот вариант работает только после того, как слово уже закреплено в пассивном словаре. Помните об этом.


Словарная работа — основная

Даже когда слабослышащий ребенок научился читать и вступать в диалоги. Все равно нужно продолжать увеличивать его словарный запас. У нас это тетрадка, куда Гриша записывает новые слова. Их значение мы смотрим в толковом словаре. Я максимально упрощаю сложные слова, нахожу синонимы, чтобы объяснить значение нового слова. Гриша записывает понятную формулировку. Кстати, я записала урок “Как научить понимать текст слбослышащего ребенка?”, который можно у меня заказать. Пишите в личку. И помните, слабослышащие дети запоминают новые слова сначала визуально, а не на слух. Слуховое восприятие нужно тренировать, опираясь на визуальные подсказки — картинки, написанное слово, предмет и т.д.

Терпения вам и неутомимой работы над активным словарем!



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А