К основному контенту

[Часть 2] Большая разница: почему цена слухового аппарата не является определяющей при выборе?

Кто лучше всего знает о нюансах слухопротезирования? Конечно, специалист. На вопросы отвечает заведующая отдела слухопротезирования и функциональной диагностики взрослых ЛОР-института Лариса Савчук.

— Почему при 3-й степени тугоухости одним рекомендуют СА, а другим КИ? Что лучше выбирать родителю ребенка?
— Существуют разработанные специальной комиссией критерии отбора на операцию кохлеарной имплантации:
1) двусторонняя сенсоневральная тугоухость (пороги звуковосприятия в речевом диапазоне 500-2000 Гц превышают 85 Дб).
2) пороги звуковосприятия в свободном пространстве, при условии использования оптимально подобранными слуховыми аппаратами. Первое требование, ношение слуховых аппаратов не меньше чем 6 месяцев и превышают 55 Дб на частотах 200-4000 Гц, второе, если аппараты дают разборчивость меньше 50%.
3) Отсутствие существенного улучшения слухо-речевого развития при условии активной реабилитации и бинауральном (с двух сторон) ношением слуховых аппаратов.

— Почему СА, которые выдают благотворительные фонды не подходят детям? На что обращать внимание родителям, если СА выдают бесплатно?
— Благотворительные фонды иногда закупают слуховые аппараты партиями. В этих случаях не может соблюдаться принцип индивидуального подбора слухового аппарата конкретному ребенку.
Но в этом случае существует и другая проблема. Слуховой аппарат может быть и хорошего качества и с хорошими характеристиками. Но специалист, выдавший слуховой аппарат:
- не имеет достаточной квалификации для его настройки,
- не заинтересован в настройке данной модели этому пациенту, так как работает с другой фирмой.

Читайте также: [ЧАСТЬ 1] Большая разница: КИ или СА?

Второй вариант лучше: когда вначале выбирается слуховой аппарат конкретному пациенту, а затем оплачивается. Но тоже не исключает человеческий фактор как со стороны родителей, так и со стороны специалиста. Во-первых, родители ошибочно считают что чем дороже слуховой аппарат, тем лучше. А это часто совсем не так. Во-вторых, специалист заинтересован рекомендовать самый дорогой слуховой аппарат. И третье, ребенок имел предыдущий опыт ношения слухового аппарата и его слух «привык» к определенному звучанию.
— Если благотворительная организация хочет сделать благое дело и помочь слухопротезировать детей. На что обращать внимание организаторам акции? Ведь это не подарки, которые можно раздать, а сурдотехника?
— Кроме технических характеристик слуховых аппаратов следует обращать внимание на сервис, который предлагает участник торгов. Слуховой аппарат требует квалифицированной настройки, профессиональной оценки слуховой функции и т.д.


— Если оба уха слышат по-разному, какое ухо обычно слухопротезируют первым — лучше слышащее или хуже. Почему?
— Этот вопрос должен решать специалист. Решение зависит от степени потери слуха и от выраженности явлений сенсорной депривации (сохранности разборчивости).
— Существует миф, что если есть остатки слуха, то не надо носить СА — а лучше тренировать слух, чем этот миф вреден?
— Только постоянное ношение слухового аппарата (по 12-14 часов в сутки) может обеспечить тренировку остатков слуха. Ведь слуховой аппарат усиливает именно те частоты, восприятие которых нарушено. Устаревшие методики тренировки на голое ухо не способны дать полноценное восприятие.
— Если ребенок имплантирован, а на втором ухе – СА, есть ли разница в звучании, воспринимаемых звуков?
— Да есть, но ношение слухового аппарата обеспечивает стимуляцию и другой половины мозга, тем самым поддерживая «пластичность» всего мозга. Бинауральная (двустороннее слухопротезирование) стимуляция имеет неоспоримое преимущество перед монауральной.
— Глухому человеку может помочь КИ?
— В случае большой давности заболевания (10 лет и более) мозг теряет способность воспринимать звуки в первую очередь речевые сигналы. В этих случаях подбор слуховых аппаратов очень проблематичен, а кохлеарная имплантация неэффективна и нецелесообразна.
— Существуют ли осложнения после КИ?
— Любое оперативное вмешательство имеет риск, пусть даже минимальный. Это может быть послеоперационное воспаление, отторжение электродов.
— На что могут обращать внимание родители при выборе СА? Как быть уверенным, что фирма не обманет, подсунув некачественные СА?
На цену следует обращать внимание не в первую очередь. 
Во-первых, существует ТОП-10 лучших производителей слуховых аппаратов. Т.е. надо выбирать хорошего и надежного производителя.
Усиление слухового аппарата должно соответствовать потере слуха. Если есть тенденция к прогрессированию снижения слуха, слухового аппарат должен иметь «запас» усиления.
Кроме количества каналов, существует много других важных характеристик:
- шумоподавление,
- наличие автоматических программ, которые самостоятельно определяют акустическую ситуацию,
- автоматическое переключение направленности микрофонов,
- частотная компрессия (чтобы разборчивость речи была выше — прим.ред.).
Но не всегда и не всем требуется расширенный набор функций. 
Это зависит от характеристики нарушения слуха, степени потери слуха, возраста ребенка, его социального стиля, потребностей обучения и многих других факторов.
Для этого и требуются квалифицированные специалисты, которые должны помочь выбрать модель слухового аппарата конкретному пациенту, оценить эффективность, следить за регулярностью использование слуховых аппаратов (для этого в современных моделях существует регистрация длительности использования слухового аппарата и регистрация смены акустического окружения), при необходимости корректировать настройку слухового аппарата. Т.е. следует выбирать фирму с надежным и качественным сервисом.

Читайте также:
Наталья Попова: “Заниматься со слабослышащим ребенком по несколько раз в день и не сдаваться”

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А