К основному контенту

Шаг 4. Жалеть нельзя любить

У ребенка с особенными потребностями есть свои возможности для развития. Вспомним Хелен Келлер, историю которой можно узнать по фильму «Сотворившая чудо». Девочка, перенесшая тяжелую болезнь, выжила, но при этом ослепла и оглохла. В фильме очень важные звучат мысли по поводу воспитания такого ребенка: «Не жалеть, но любить». Кто не смотрел фильм – посмотрите! Не буду пересказывать сюжет. :) Смотрите!
Мне импонирует также история Ника Вуйчича. Ко мне попала православная газета, и сын, рассматривая фотографии в ней, увидел фото Ника. «Мама, а почему у дяди нет рук и ног?» Меня удивил этот снимок, и я начала читать статью о человеке, который родился в семье священника, а будучи взрослым – стал прекрасным мотивирующим оратором для миллионов людей. Его родители так мотивировали сына: «Ты не можешь чего-то достичь, пока не попробуешь этого». Я согласна с Ником: «Мы сами накладываем в своей жизни ограничения».

Интерес к музыке был всегда:)

Это были выходные дни – я два дня шерстила интернет и все больше и больше узнавала о Нике. У меня был шок. Я пересматривала свои отношения с сыном. Хочу напомнить родителям особенных детей: не воспринимайте их только как физическое тело. Обычно врачи, говоря нам о диагнозе малыша, имеют в виду только тело. И когда говорят о прогнозах. Но мало кто учитывает потенциал духа. История Ника как раз о том, как сила духа может изменить судьбу миллионов. Врачи говорили его родителям: «Он не сможет ходить, ходить  школу, не сможет писать». Но Ник научился самообслуживанию, научился даже плавать и кататься на скейте. Ник создал семью и у него родился ребенок! А все потому, что родители любили его и верили в него.
Помню, когда Гриша не справлялся с чем-то (застежка на куртке, сложить конструктор, нарисовать что-то), он говорил: «У меня не получается». И ждал, что я помогу. На первых порах, я ему показывала, как можно справиться с ситуацией. Но когда увидела, что детеныш манипулирует, стала говорить ему: «А ты еще раз попробуй – у тебя получится!.. Вот так! Здорово! Просто когда не получается, нужно еще раз пробовать, пока не получится». Мы часто не задумываемся как своими установками (позитивными или негативными) учим ребенка воспринимать действительность.

Утренний чай и газета... ой книга!

Важно учитывать зону ближайшего развития слабослышащего ребенка. На первых порах лучше делать что-то вместе. Очень здорово это сотрудничество описала Юлия Гипенрейтер в своей книге Общаться с ребенком. Как? Это как езда на велосипеде. Сначала вы держите и руль, и сиденье, чтобы показать чаду, как важно держать равновесие. Потом отпускаете руль, потом бежите рядом, держа сиденье. И даже когда ребенок уже едет сам, он спрашивает поддержки: «Мам/пап, ты держишь меня?» Держу! Важна психологическая поддержка, он потом увидит, что уже сам едет. Но сначала вы делаете это вместе.
Когда мы воспитываем слабослышащего ребенка, важно не воспитать в нем жертву. Он все сможет сам. Опять же, в силу своих возможностей. Культивируйте в ребенке умение решать задачи и справляться с трудностями. На первых порах - складывать конструктор или договариваться с ровесниками (кстати, сын пытался манипулировать и здесь, подсылая меня к сверстникам, чтобы я договаривалась о заветной игрушке. Детская площадка – отличное место для оттачивания диалогов. Учила его просить разрешения посмотреть игрушку. А детворе объясняла особенности Гриши. Сначала ребята очень удивлялись, почему сын так плохо говорит, а потом уже понимали его без моего участия).

На Востоке говорят: до 5 лет – ребенок царь. Его все лелеят, ухаживают за ним. С 6 до 16 воин. Он учится дисциплине, порядку, преодолевать препятствия, достигать побед, оттачивает характер. С 16 лет – ребенок друг. Чего и вам желаю!)))
Оксана Гунько

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А