К основному контенту

Шаг 5. Воспитание слабослышащего ребенка

Родительские установки – характер ребенка. На днях я наблюдала интересную ситуацию во время занятия (кружок сына). Преподаватель спрашивает детей: «А кто может из бумаги сделать…?» Один мальчик: «Я могу! Я еще умею делать …. А вчера у меня получился ….» Другой жалостливо: «А я не умею. У меня не получается…» Интересно было наблюдать за реакциями детей. Прозвучал только вопрос – и уже: какие установки! Как можно знать, что у тебя что-то не получится, если ты еще не попробовал?..
Если в семье, где растет слабослышащий ребенок, установка на то, что чадо – ничего не сможет, пока ему не помогут, то ему будет очень сложно устанавливать отношения с другими людьми. Я общалась с некоторыми слабослышащими, у которых очень сильная установка – вызвать к себе жалость. Кстати, у обычных детей такие манипуляции тоже встречаются. Поэтому вспоминаем старый добрый мультфильм «Карлсон, который живет на крыше» и воспитываем чемпиона по обниманиям – в смысле открытости и умения дарить позитив.


Дарю от всей души!

Учимся дарить. Когда сын был поменьше – ему часто приносили подарки: игрушки, сладости, фрукты. И был период, когда Гриша уже с порога заглядывал в сумку  маме/папе/дедушке/бабушке с вопросом: «Что ты принес?» Такая детская непосредственность, конечно, удивляла. И я решила изменить ситуацию, объяснив сыну, как важно самому уметь делать подарки, что это тоже очень приятно :) И мы взялись за дело – благо идей в интернете «как сделать подарок своими руками» предостаточно. Сначала сыну было непросто расстаться со сделанной поделкой, но позже уже с легкостью дарил цветочки прохожим девочкам за красоту! :)
Если в семье есть другие дети – это очень хорошая практика общения для слабослышащего ребенка. Не только в плане речи, но и соблюдения семейных ритуалов, традиций, проявления заботы друг о друге. Важно объяснить слабослышащему детенышу, что у каждого члена семьи есть свои желания, хобби, эмоции и даже свободное время. Сын настолько привык, что я всегда рядом, что когда я уходила на встречу с подругами или просто прогуляться – это воспринималось как драма. Со временем он привык к тому, что и мама может иметь свои интересы.

Выполнение поручений – опыт ориентации в пространстве. Кстати, мелкие домашние поручения можно давать с четырех лет. Разлил что-то – пусть попробует вытереть сам. Да неумело, в конце вы можете сами поправить. Но первая реакция – дать ребенку возможность исправить ситуацию. Так мы приучаем – решать задачи и принимать ответственность.
Помню, как мы проверяли, достаточно ли хорошо слышит наш сын? Например, обращались к нему с просьбой убрать за собой игрушки. Гриша никак не реагировал. Но стоило нам сказать заветную фразу «хочешь конфету?» Внимание сразу включалось! :)
Оксана Гунько


 Цитата в тему:
Ты знаешь, моя бабушка — чемпион мира по обниманиям!
Как налетит, как обнимет! Карлсончик, дорогой!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдоперево...

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецка...

Адаптивные тексты для чтения со слабослышащим ребенком

Найти доступные детские книги для ребенка, который только начинает читать, не так просто. А для слабослышащего, где будет в картинках понятен сюжет, днем с огнем не отыщешь.  На помощь приходят а даптивные тексты — это специально упрощенные тексты (сказки, рассказы, истории), которые легче даются слабослышащим детям. В них простая структура предложений. Эти тексты с коротким описанием законченного сюжета. Ребенок прочитывает 5-7 предложений и узнает историю. Одно время я адаптировала сказки сама. Первую сказку нам показала сурдопедагог Валентина Владимировна Жук (Киев). Грише было примерно 4 годика. Мы изучала сказку «Репка». В тетради были расклеены картинки определенным образом: на одной странице — картинка, внизу одно предложение. Сыну читала: «Посадив дід ріпку. Виросла ріпка велика-превелика. Став дід бабу кликати. Прийшла баба. Дід за ріпку, баба за діда, тягнуть-тягнуть — витягнути не можуть». Вышли в свет книги с пиктограммами , которые учитывают детский уровень л...