Продолжу начатую тему о занятиях со слабослышащим ребенком.
Итак, частое нарушение, когда малыш путает окончания в словах. Это происходит
потому, что когда мы говорим слова, то автоматически снижаем интонацию в конце
слова. Именно поэтому окончания не слышат слабослышащие дети. Рассмотрим
вариант, когда ваш сын или дочь путает женский и мужской род.
Упражнение № 1. Начинать
лучше с существительных. Я использую логопедические картинки. Плюс в том,
что там с обратной стороны написано слово. И каждое изображение отдельно.
Подбираем знакомые ребенку слова мужского рода (желательно не очень длинные).
Например: лев, кот, рот, зонт, стул, шкаф (он, мой). Слова могут быть и другими, главное,
чтобы у вас нашлась картинка. Пишем таблички, подчеркивая нулевое окончание
квадратиком, и просим ребенка подложить слова под картинку. Это первый этап.
Упражнение № 2. Для
закрепления можно попросить малыша найти в комнате слова мужского рода.
Обычно, я спрашиваю так: «Покажи в комнате слова мужского рода. Где они
спрятались?» Можно использовать игрушки.
Упражнение № 3. Усложняем
задачу: на следующее занятие подключаем прилагательные. Робот (какой?) синИЙ,
кот (какой?) пушистЫЙ, стул (какой?) деревяннЫЙ. Карточки с прилагательными
пишем отдельно, чтобы ребенок подбирал к названию прилагательное. Обращаем его
внимание на окончания. Постарайтесь пока не путать ребенка и подбирать похожие
окончания на -ИЙ (ЫЙ).
Упражнение № 4. Для
закрепления задаем вопросы ребенку на знакомые ему темы: папа (какой?)
(сильный, добрый, умный), телефон (какой?) (черный, маленький), а ты какой?
(если вы занимаетесь с сыном).
Подбирать прилагательные можно не только к картинкам, но и к
окружающим предметам.
Упражнение № 5.
После закрепления прилагательных, используем глаголы. Лучше задавать
вопросы ребенку по его режиму дня или его близких.
Ты сегодня утром что сделал? Проснулся, умылся, оделся.
Папа утром что сделал? Проснулся, умылся, оделся.
Подключайте игрушки и знакомые слова: лев (что делал?)
рычал, кот (что делал?) мяукал, телефон (что делал?) звонил.
Закрепляйте каждое упражнение на бытовом уровне. Переходите
дорогу на улице: «Дядя перешел дорогу», «Водитель остановил автобус». В
супермаркете: «Продавец взвесил фрукты», «Кассир дал сдачу». На детской
площадке: «Мальчик поделился машинкой», «Малыш сделал пасочку». Чем чаще вы
будете обращать внимание слабослышащего ребенка на примеры из жизни, тем
быстрее он запомнит. Только не переусердствуйте, чтобы за 1-2 дня у вашего
непоседы не появилась аллергия на ваши примеры. Все в меру!
P.S. Можно подобрать небольшой
текст и попросить ребенка найти слова мужского рода. Но такие упражнения лучше
давать школьнику. Когда-то я беспокоилась, что сын путает окончания мужского и
женского рода. Помню, как учительница младших классов специальной школы для
слабослышащих сказала мне: «Не волнуйтесь, наши детки учат разницу женского,
мужского и среднего рода в 3-м классе».
О путанице слов в предложениях - читайте здесь:
Комментарии
Отправить комментарий
Оставьте ваш комментарий. Ваше мнение важно для приобретения опыта другими родителями