К основному контенту

Какие занятия нужны для слабослышащих детей. Часть 2

Продолжу начатую тему о занятиях со слабослышащим ребенком. Итак, частое нарушение, когда малыш путает окончания в словах. Это происходит потому, что когда мы говорим слова, то автоматически снижаем интонацию в конце слова. Именно поэтому окончания не слышат слабослышащие дети. Рассмотрим вариант, когда ваш сын или дочь путает женский и мужской род. 

Упражнение № 1. Начинать лучше с существительных. Я использую логопедические картинки. Плюс в том, что там с обратной стороны написано слово. И каждое изображение отдельно. Подбираем знакомые ребенку слова мужского рода (желательно не очень длинные). Например: лев, кот, рот, зонт, стул, шкаф (он, мой). Слова могут быть и другими, главное, чтобы у вас нашлась картинка. Пишем таблички, подчеркивая нулевое окончание квадратиком, и просим ребенка подложить слова под картинку. Это первый этап.
Упражнение № 2. Для закрепления можно попросить малыша найти в комнате слова мужского рода. Обычно, я спрашиваю так: «Покажи в комнате слова мужского рода. Где они спрятались?» Можно использовать игрушки.


Упражнение № 3. Усложняем задачу: на следующее занятие подключаем прилагательные. Робот (какой?) синИЙ, кот (какой?) пушистЫЙ, стул (какой?) деревяннЫЙ. Карточки с прилагательными пишем отдельно, чтобы ребенок подбирал к названию прилагательное. Обращаем его внимание на окончания. Постарайтесь пока не путать ребенка и подбирать похожие окончания на -ИЙ (ЫЙ).
Упражнение № 4. Для закрепления задаем вопросы ребенку на знакомые ему темы: папа (какой?) (сильный, добрый, умный), телефон (какой?) (черный, маленький), а ты какой? (если вы занимаетесь с сыном).
Подбирать прилагательные можно не только к картинкам, но и к окружающим предметам. 

Упражнение № 5. После закрепления прилагательных, используем глаголы. Лучше задавать вопросы ребенку по его режиму дня или его близких.
Ты сегодня утром что сделал? Проснулся, умылся, оделся.
Папа утром что сделал? Проснулся, умылся, оделся.
Подключайте игрушки и знакомые слова: лев (что делал?) рычал, кот (что делал?) мяукал, телефон (что делал?) звонил.

Закрепляйте каждое упражнение на бытовом уровне. Переходите дорогу на улице: «Дядя перешел дорогу», «Водитель остановил автобус». В супермаркете: «Продавец взвесил фрукты», «Кассир дал сдачу». На детской площадке: «Мальчик поделился машинкой», «Малыш сделал пасочку». Чем чаще вы будете обращать внимание слабослышащего ребенка на примеры из жизни, тем быстрее он запомнит. Только не переусердствуйте, чтобы за 1-2 дня у вашего непоседы не появилась аллергия на ваши примеры. Все в меру!




P.S. Можно подобрать небольшой текст и попросить ребенка найти слова мужского рода. Но такие упражнения лучше давать школьнику. Когда-то я беспокоилась, что сын путает окончания мужского и женского рода. Помню, как учительница младших классов специальной школы для слабослышащих сказала мне: «Не волнуйтесь, наши детки учат разницу женского, мужского и среднего рода в 3-м классе». 

О путанице слов в предложениях - читайте здесь:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Куда пойти учиться неслышащему в Украине?

Выпускник школы с нарушением слуха в Украине может идти стандартным путем: идти получать академическое образование в профессиональных учебных заведениях или вузах. Если неслышащий студент владеет жестовой речью, то он сможет учиться в специальной группе. Ниже список профессий, который может освоить студент с нарушением слуха. Но есть еще альтернативный вариант. Можно поискать частные удаленные онлайн-школы или общественные бесплатные проекты. Вот пример украинской платформы онлайн-курсов . Тогда можно освоить современные ИТ-профессии, которые оплачиваются на порядок выше. Чаще всего заказы поступают по почте или скайп-переписке. Можно пойти работать в ИТ-студию, если неслышащий школьник грамотно пишет. Например, я знаю историю Максима из Минска , глухого гейм-дизайнера, который не захотел идти стандартным путем неслышащих студентов. А пошел своим собственным. Теперь у него есть онлайн-школа для глухих  Где можно научиться основам профессии дизайнера (курсы с сурдопереводом)

10 фактов о потере слуха

В Америке потеря слуха считается врожденным нарушением № 1. И при этом только один из 5(!) американцев, которые нуждаются в слуховых аппаратах, их носят. А детям с легкой потерей слух часто приписывают проблемное поведение.

Областные сурдологи Украины

В списке предоставлены контакты областных сурдологов (данные из ЛОР-института им.Коломойченко). Человек с нарушением слуха должен стоять на учете на только у местного ЛОРа (по месту жительства), но и у областного сурдолога. Это дает возможность получить слуховые аппараты бесплатно. О процедуре получения — читайте в следующей публикации. Область Ф.И.О. взрослого областного сурдолога, его телефон и факс Ф.И.О. детского областного сурдолога, его телефон и факс Винницкая Гаврилюк Владимир Дмитриевич 0675805872 м. 04322353425 Троян Вадим Петрович 0630254888 м. Волынская Щурук Александр Зиновьевич    0979087390 м . 0332773136 факс.    Набухотный Валериан Петрович 0958448018 0975962600 Днепропетровская Лившиц Оксана Дмитриевна 0982685097 м .  0563730917ф . 0563730919ф. Битева  Евгения Любомировна 0676330838 0 63 7967650 0567137100ф Донецкая г.Краматорск Минаев Александр А